Ученье – тьма: студенты требуют оградить их от чтения «опасных» книг

Чтение книг может вызвать депрессию, - заявляют студенты западных вузов, - книги должны быть снабжены комментариями, предупреждающими читателя об опасности. Социолог Фрэнк Фурди (Frank Furedi) отмечает, что с требованием снабдить учебную литературу предупреждениями о возможном вреде выступают студенты из разных стран и университетов. При этом речь идет не о том, чтобы признать опасными какие-нибудь странные произведения малоизвестных авторов.

Нет, студенты заявляют о том, что снабжать предупреждения нужно классические произведения вроде романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда  «Великий Гэтсби». Почему? Потому что чтение может спровоцировать болезненные переживания.

Фрэнк Фурди – английский социолог, заслуженный профессор социологии в Кентском университете, автор многих научных работ. По его словам, поведение студентов, которые требуют защитить их от книг, является прецедентом. В статье «Книги опасны» («Books are dangerous») он анализирует ситуацию, как ученый - проводит экскурс в историю, как в разные исторические эпохи разные исторические деятели и группы выступали за введение книжной цензуры.

«Мои университетские коллеги сообщают, что впервые в своей карьере сталкиваются с ситуацией, когда некоторые из студентов просят о праве отказаться от чтения текстов, которые они считают оскорбительными или травмирующими», - пишет Фурди.

По его словам, уникальность ситуации в том, что раньше появлению новых направлений в книжной отрасли противились патерналисты, представители разных религиозных групп. Это были люди, которые считали, что новые веяния разрушают нравственные устои общества. Сейчас за ограничения выступают сами читатели, и не по отношению к новым жанрам, а по отношению к классической литературе. Обосновываются эти ограничения не нормами общества, а собственными субъективными переживаниями и состояниями.

Английский социолог называет поведение молодых читателей инфантильным. Но что стоит за инфантилизацией молодежи, и к каким последствиям она может привести? Студенты считают себя вправе отказаться от знакомства с классической литературой, если чтение вызывает дискомфорт. Очевидно, что если следовать этой логике, то «фильтровать» необходимо не только тексты, но и картины, фильмы, скульптуру, музыку – всю тысячелетнюю человеческую культуру.

Получается, что заявка от молодежи (вернее, какой-то части западной молодежи) в том, чтобы обучение было комфортным, чтобы знакомство с произведениями культуры не причиняло душевных страданий. Но что тогда останется от культуры?

Виктор Франкл – знаменитый австрийский психолог и психиатр, многие работы которого посвящены изучению психологических состояний людей, находящихся в поисках смысла жизни. Франкл указывает на то, что распространенный в западном обществе культ поклонения успеху связан со стремлением избегать негативных переживаний. При этом человек склонен переоценивать значимость собственных негативных и позитивных эмоций (студент, который отказывается читать книгу, столкнувшись с неприятным эпизодом – прекрасный пример подобной неадекватно раздутой оценки).

Франкл утверждает, что негативные эмоции имеют огромное значение, потому что страдание способно вызывать преобразующее духовное напряжение. «Мы мужаем и растем в страданиях, они делают нас богаче и сильнее», - пишет австрийский психолог.

Как указывает Франкл, попытка огородить себя от негативных переживаний наносит огромный ущерб внутреннему развитию человека: «Духовная анестезия может привести к смерти духовной. Постоянно подавляя действительно значимые эмоциональные импульсы из-за того, что они могут вызвать отрицательные переживания, человек в итоге убивает свою внутреннюю жизнь».

Справедливо ли сказанное по отношению к культуре? Еще как! Освободить культуру от всего, что может вызывать сложные переживания, значит оскопить ее – оставить от нее форму без содержания. Оскопленная культура потеряет свою главную ценность, как источника духовного развития человека. Особенно катастрофичными будут последствия для самой молодежи, которую попросту отсекают от возможности взрослеть и формировать мировоззрение.

Сергей Трубников, РВС