Вопреки Макаренко? Школу нужно оценивать по качеству человеческого капитала

 
Критерий оценки школьного образования — качество человеческого капитала, а не баллы, сказал в своем выступлении на VII Макаренковских чтениях в рамках Макаренковского форума 2018 ведущий чтений Алексей Кушнир, 1 апреля передает корреспондент ИА Красная Весна.

«Если школу измерять баллами, то школа и будет производить баллы. А вот если измерять успех школы успешностью выпускников через 10 лет после завершения образования, то это будет нужный критерий. Эффективность человека на производстве — это критерий, какая семья у человека — это критерий, сколько детей в семье — это критерий, какой доход у человека через 10 лет — это критерий», — сказал ведущий Макаренковских чтений, кандидат психологических наук Алексей Кушнир.

«А где взять эти параметры? Они все есть в налоговой инспекции, в статистике, но они не привязаны к школе. В качестве критерия эффективности работы образовательной машины нельзя использовать баллы. Для того, чтобы школа работала на Отечество, нам нужно измерять качество человеческого капитала. Школа отчитываться должна одним параметром — качеством человеческого капитала. Мы предложили, не сами придумали, это идет от американских экономистов. Человеческий капитал — это способность человека приносить пользу. А при чем здесь Макаренко? Макаренко предвосхитил теорию человеческого капитала. И создал машину, которая которая создает человеческий капитал», — добавил Кушнир

Показывая шариковую ручку и обращаясь к педагогам, Алексей Кушнир сказал: «Совокупная доля всех остальных капиталов в стоимости этой ручки ниже доли человеческого капитала. А мы на этот сектор тратим 3,6 % ВВП. Наше с вами понимание должно строится на том, что именно мы и являемся основной производительной силой современной экономики».

Напомним, в настоящее время главным критерием оценки успешности учебного заведения являются баллы, полученные выпускниками при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Отметим также, в словаре бизнес-терминов понятие «человеческий капитал» определяется следующим образом: «умение и мастерство, общее или специальное, приобретенные человеком в ходе профессиональной подготовки и производственного опыта». В экономическом словаре отмечено, что «человеческий капитал» отличается от материальных активов тем, что «он не может быть продан в обществе, где отсутствует рабство». Трансляцию с VII Макаренковских чтений ведет ИА Красная Весна.

Отметим, что в словаре бизнес-терминов понятие «человеческий капитал» определяется следующим образом: «умение и мастерство, общее или специальное, приобретенные человеком в ходе профессиональной подготовки и производственного опыта». В экономическом словаре отмечено, что «человеческий капитал» отличается от материальных активов тем, что «он не может быть продан в обществе, где отсутствует рабство».

Комментарий редакции

Термин «человеческий капитал» создает упрощенное представление о человеке, как инструменте с производственной функцией. Когда говорится о том, что критерий эффективности школы — это произведенный ею человеческий капитал, школа низводится до придатка к бизнесу и производству. С этим нельзя согласиться. Разумеется, важно, чтобы школьник был подготовлен к будущей профессиональной деятельности, но к этому школьное образование не сводится. Можно ли измерить человеческим капиталом любовь к Родине, нравственные качества, гражданскую позицию? Общество дает заказ школе на формирование гражданина, личности, а не только работника.

В этой связи полезно вспомнить высказывание великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».