Очередная фикция? Матвиенко призвала школы не забывать о «нравственном знании»

О разрыве между достижениями научно-технического прогресса и способностью общества в полной мере осознать последствия их применения и о роли школы, общества в восстановлении понимания безусловной ценности человека, личности написала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко 1 сентября в своем блоге на сайте Совфеда.

Подчеркнув решающее значение знаний, «качества человеческого капитала» в современном мире, интеллектуального и технологического потенциала государства, стремительность перемен, Валентина Матвиенко задает вопрос: «Не утрачивается ли при этом что‑то важное, и готова ли нынешняя система образования — не только российская — к таким темпам изменений?»

Отдав должное «цифровизациям» и «оптимизациям», сенатор обратилась к духовным проблемам. «Есть много родов образования и развития, — писал в своё время наш отечественный публицист и философ Виссарион Белинский, — и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное», — напомнила сенатор слова великого классика.

«Вместе с тем, как известно, не хлебом единым жив человек. Школа, колледж, университет призваны готовить не только будущего специалиста, работника, вооружать его необходимыми профессиональными знаниями, но и формировать духовно богатую личность. В идеале — способствовать воспитанию человека, впитавшего в себя вершинные достижения российской и мировой культуры, гуманистическую систему ценностей, в центре которой находится человек. Сегодня мы здесь сталкиваемся с серьезными вызовами. Они обусловлены как „издержками“ научно-технического прогресса, ставящего во главу угла утилитарно понимаемые критерии полезности, эффективности, так и усилиями определенных групп, стремящихся к размыванию традиционных, базовых ценностей», — считает Валентина Матвиенко.

«От школы, общества зависит восстановление понимания безусловной ценности человека, личности. Того, что никогда не описывалось и не может быть описано языком „цифры“. Только на основе гуманистического подхода формируется „нравственное знание“ — абсолютная ценность нашего мира», — закончила свое напутствие глава Совета Федерации.

Напомним, сегодня, в День Знаний, у большинства российских школьников и студентов начинается новый учебный год.

Комментарий РВС

Несмотря на декларации, вошедшие в документы федерального и региональных министерств образования, задача воспитания Человека с большой буквы, опирающегося на гуманитарные знания, классическую культуру (прежде всего литературу), формирующего базовые нравственные нормы, остается фикцией. При детальном изучении концепций и программ многих региональных министерств убеждаешься, что кто платит — тот и заказывает музыку. Корпорациям нужны технари и исполнители. За «нравственность» они платить не готовы.