Серая масса. Исследование о том, как высшее образование стало платным и плохим


Высшее государственное образование в России уже давно перестало быть бесплатным — большинство студентов учатся за деньги и основную часть дохода вузы также получают не из бюджета. Но стало ли образование от этого лучше?
 
Как высшее образование перестало быть бесплатным
Большинство студентов в России платят за себя сами, а государство перестало быть основным источником дохода для большинства вузов
 
Бесплатное высшее образование было гордостью Советского Союза. Но попасть в вуз мог не каждый: так, в 1980 году в вузы поступили 613 тыс. человек — каждый четвертый из числа 18-летних граждан. Как только в России 90-х стали появляться частные вузы, а также контрактные места в госвузах, этой возможностью стали пользоваться все желающие. Уже в нулевые число студентов-платников сравнялось с бюджетниками, а к началу 2010-х — превзошло. В 2012 году 65% первокурсников (если учитывать частные и государственные вузы), платили за себя сами. Даже в госвузах платников было 60%.
 
После 2012-го, когда Минобрнауки начало кампанию по закрытию «неэффективных» частных вузов, соотношение стало немного выравниваться. К тому же численность выпускников школ продолжала сокращаться. В середине 2000-х в вуз поступали дети, родившиеся в середине 80-х — это был советский пик рождаемости, после которого она резко пошла вниз и за следующие десять лет упала в два раза. Выпускники могли легко поступить и на бюджетные места, число которых почти не сократилось.
 

Соотношение численности приема в вузы и выпускников средней школы. Данные о численности приема даны по всем формам обучения, включая магистратуру
65% первокурсников в 2012 году платили за себя сами
 
Есть и второй показатель, демонстрирующий перемены. В 2017 году внебюджетный доход 447 федеральных вузов обогнал долю субсидий на госзадание, то есть государство перестало быть основным заказчиком вузов не только по числу учащихся, но и по объему заработанного.
 

Структура доходов федеральных государственных вузов в 2017 году, в процентах
 
Какие вузы живут хорошо
Исследование показывает глубокую пропасть по достатку между подавляющей массой российского высшего гособразования и группой «привилегированных» институтов и университетов.
 

Распределение госвузов по доходу в 2017 году
Только 3 вуза заработали свыше 15 млрд рублей
 
Всем своим вузам государство финансирует бюджетные места (субсидия на госзадание), но этих денег хватает только на зарплаты педагогов и базовое содержание зданий. Дополнительное финансирование — целевые субсидии на ремонт, строительство, покупку оборудования — достается не всем. У 40% вузов они в 2017 году были меньше 10 млн руб. или вовсе отсутствовали. Но некоторым вузам достаются очень крупные субсидии и инвестиции — иногда больше 1 млрд руб. в год.
 
Кто входит в группу «привилегированных»? Это, во-первых, 21 участник программы 5–100 — эти вузы должны попасть в мировые рейтинги. Среди них, например, Санкт-Петербургский и Томский политехнические университеты, РУДН, Высшая школа экономики, МИФИ, Первый медицинский им. Сеченова, Дальневосточный федеральный университет. Им досталось 40% из 44 млрд руб. целевых субсидий и бюджетных инвестиций (без учета стипендий), полученных всеми госвузами.
 
Пятая часть госвузов России — 100 крупнейших по доходу университетов — забирает почти половину всех студентов, 62% дохода и три четверти целевых субсидий.
 

Топ-20 российских вузов, которые больше всего любит государство. Рейтинг по сумме целевых субсидий и бюджетных инвестиций без учёта стипендии, млрд руб.
 
Какие вузы живут плохо
Больше половины российских вузов получают лишь крохотные субсидии. Однако этим вузам тоже нужен капремонт корпусов и новые общежития.
 

Распределение госвузов по суммам целевых субсидий и бюджетных инвестиций. Адекватная отчетность по целевым субсидиям у 471 из 495 госвузов
Наибольшее количество госвузов получают субсидии до 10 млн рублей
 
Хуже всего — сельскохозяйственным вузам. Из 54 вузов Минсельхоза 40% получили в 2017 году меньше 10 млн руб. Ивановская сельхозакадемия с 2012 года просит в Минсельхозе деньги на ремонт аварийных помещений — в старых корпусах течет все — и крыши, и трубы. В 2017 году вузу удалось отремонтировать один кабинет и туалеты в одном из четырех общежитий, а также провести воду, канализацию и «частично меблировать» бомбоубежище — это предписание МЧС. Средняя зарплата сотрудников — 19 тыс. рублей.
 
Своих денег у вуза также нет: в академии из 1,6 тыс. студентов только 20% — внебюджетники. Это вдвое меньше, чем в среднем по России. Конкурса при поступлении в академию почти нет даже на бюджет, средний балл очников-бюджетников — 55: это «твердые» троечники по расчетам Миннауки. Еще больше академию подкосило в 2017 году, когда у нее отозвали аккредитации на бакалавриат по землеустройству, экономике и менеджменту и специалитет по ветеринарии, и она в один миг лишилась 281 студента, в основном платников.
 

Спортзал Ивановской ГСХА
«Те кто показал высокие результаты, уехали покорять большие города»
 
«На первом этаже — устойчивый запах канализации, на втором и третьем — туалета. Стены обшарпаны. На потолке в коридоре — промочки. В нескольких местах на стенах — металлические стяжки на резьбе: они держат расползающиеся стены. В бытовке, чтобы не рухнул потолок, стоят специальные конструкции: две широкие металлические планки (одна упирается в пол, другая — в потолок), между ними — два столба», — описывает одно из общежитий Ивановской сельхозакадемии «Ивановская газета».
«Вся ситуация еще усложнена тем, что не все из выпускников сдавали ЕГЭ, не все преодолели минимальных порог, а те кто показал высокие результаты уехали покорять большие города» — из отчета академии о самообследовании 2018 года (орфография источника сохранена — «Проект»).
Как большим вузам досталась основная часть денег студентов
Для основной массы российских госвузов единственный способ наскрести денег на ремонт, покупку оборудования и доплаты преподавателям — студенты-внебюджетники и другие платные услуги. Но зарабатывать удается далеко не всем. И не на всём.
Внебюджетный доход распределен по вузам крайне неравномерно. На 100 крупнейших по общему доходу вузов (это пятая часть всех госвузов) приходится 62% доходов всего сектора и 64% всех внебюджетных доходов.
 

Топ-20 федеральных вузов по доле внебюджетного дохода
Доля топ-100 вузов в доходе всех вузов из всех источников - 62%
Доля топ-100 вузов во внебюджетном доходе всех вузов - 64%
 
Если анализировать, на каком образовании зарабатывают госвузы, станет ясно, что нередко оно не соответствует профилю учебных учреждений.
 
У Казанского аграрного университета, например, очень высокая для сельхозвузов доля внебюджетного дохода — 81%. В 2018 году план приема вуза включал 712 очников: 379 бюджетников и 333 платника, причем из последних только двое — по сельскохозяйственным специальностям. Остальные — экономисты, менеджеры, специалисты по кадастру. Средний балл очников (бюджетников и платников) в 2018 году неплох — 59, выше условной границы между «тройкой» и «четверкой». Но заочники-внебюджетники, которых Минобрнауки в анализе качества приема не учитывает, смогли поступить на специальности «землеустройство и кадастр», «экономика» и «агроинженерия» (это нечто среднее между механизацией и автоматизацией сельского хозяйства) со средним баллом 40–45. Заочное образование в этом университете фантастически дешевое: от 30 тыс. руб. в год. Минимальный балл ЕГЭ — 27 по математике и 36 по русскому языку. Иначе говоря, будущие конструкторы теплиц и элеваторов едва смогли закончить среднюю школу.
 
Стабильнее всего удается зарабатывать крупным вузам: все вузы с доходом более 2 млрд руб. в год получают больше 20% внебюджетного дохода, а большинство – больше 30%.
 
Как самые государственные вузы России стали самыми платными
 
Парадоксально, но «самыми платными» вузами России оказались две кузницы кадров для государства: РАНХиГС и МГИМО.
 
В крупнейшем вузе России РАНХиГС 83% студентов из 93 тыс. — платники, вуз в 2017 году получил из внебюджетных источников 60% своего дохода в 20 млрд руб. Образование недешевое: до 320 тыс. руб. в год.
 
МГИМО в 2017 году получил из внебюджетных источников 78% своего дохода в 4,2 млрд руб. Здесь 63% из 9 тыс. студентов — внебюджетники и самое дорогое образование среди государственных вузов: очный бакалавриат стоит в среднем более 500 тыс. руб. в год. Несмотря на высокий вступительный балл, который, казалось бы, должен гарантировать интеллектуальный уровень поступивших, выпускники и студенты МГИМО часто оказываются в центре скандалов. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов в 2016 году был вынужден лично реагировать на грубые публичные высказывания дочери чеченского предпринимателя, владельца группы «Альянс» Мусы Бажаева, Элины, о качестве жизни в России.
 

Здание МГИМО
 
В МГИМО та же особенность, что и в менее известных вузах — он учит за деньги тому, чему не учит бесплатно. К примеру, по специальности «менеджмент» — это 93 места из всех 840 платных — можно учиться только за свой счет. На 86 платных мест на «госуправлении» приходится только 10 бюджетных. Более чем в 40 региональных филиалах госвузов вообще нет бюджетных мест: это филиалы РАНХиГС (всего у вуза их 38, без бюджетных мест — 9), РЭА им. Плеханова, Кубанского госуниверситета, Российского государственного социального университета.
 
В РЭА им. Плеханова с доходом 7,6 млрд руб. в 2017 году внебюджетников — 77% из 44 тыс. студентов. В РУДН внебюджетный доход в 2017 году — 72% из 9,1 млрд руб. общего дохода, внебюджетников здесь 71% из 25 тыс. студентов (25% студентов там — иностранцы).
 

Топ-10 самых богатых ректоров госвузов. Рейтинг по личному доходу ректора в 2017 году, млн руб.
 
Как бедные вузы становятся еще беднее
 
Если крупные госвузы со звучными именами научились зарабатывать на платниках (пусть и обучая их не всегда тому, что соответствует их профилю), то некоторым институтам и университетам зарабатывать просто не на чем.
 
Например, половина вузов Минкультуры (всего их 45) получает меньше 20% дохода за счет внебюджетной сферы. В Орловском институте культуры, например, только 5% студентов учатся платно. Средняя зарплата педагога — 24 тыс. рублей при средней по региону 26 тыс. руб.
 

Соотношение общего дохода (млрд руб.) и доли внебюджетного дохода вузов (%)
142 вуза получили в 2017 году меньше 10 млн целевых субсидий, 42 — ничего
 
В этой «серой зоне» вузов царят «экономика», «управление качеством», «психология», «госуправление», «менеджмент» — специальности, в изобилии появившиеся в российском высшем образовании еще в 90-х, и ставшие символом его некачественности. Именно с помощью этих специальностей пытаются выжить малые вузы.
 
В 2017 на группы специальностей экономика, юриспруденция, менеджмент, госуправление поступили 25% первокурсников. А из числа внебюджетников — 40%.
«Хронические троечники никуда не делись из системы российского высшего образования. Клиенты институтов управления, бизнеса и дизайна, которые давали дипломы кому угодно, теперь поступают за немного большие деньги в педагогические институты», — говорит профессор факультета социологии и философии ЕУСПб Михаил Соколов
Кроме этих, традиционно хорошо продаваемых специальностей, в последние годы вырос спрос на педагогическое образование. По данным ВШЭ, в 2011 году 10% первокурсников-очников поступили на педагогические специальности за свой счет, в 2018 году их стало 31%. Зарплата учителя — неплохой и, главное, стабильный доход, особенно для сельских районов. На бюджет на педагогические специальности средний балл почти везде больше 60. На внебюджете с будущими педагогами все хуже: в четверти вузов, куда в 2018 году поступали педагоги-платники, средний балл не превысил 56.
 
 
Как Россия стала страной инженеров-троечников
 
Желание хоть как-то заработать привело к существенному ухудшению качества приема в вузы: и на платные, и на бюджетные отделения.
 
Каждый год ВШЭ публикует данные о качестве приема (среднем балле ЕГЭ) на очные отделения госвузов. По этим данным, в 2012 году, когда началась кампания Минобрнауки по борьбе за качество приема, средний балл всех очников-бюджетников составлял 63,5 баллов, внебюджетников — 56,6. Но поступить на бюджет можно было даже со средним баллом 30. Например, на «машиностроение» в Брянском техническом университете — со средним баллом 32, на энергетика в Астраханском техническом университете и на специалиста по эксплуатации авиационных систем в Волжской академии водного транспорта — 36 баллов.
 
В последующие годы «троечников» становилось меньше, правда, росли и средние по России баллы ЕГЭ: русский язык, например, с 57 баллов в 2009 году до 71 в 2018 году (природа роста, впрочем, никак не объяснена).
 
В 2018 году крупнейшие по численности студентов вузы России принимали очников со средним баллом выше 60. Лидеры по качеству бюджетного приема — МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге — занимают первые пять мест также и по качеству внебюджетного приема.
 
Но обычным провинциальным институтам приходится иметь дело с куда более грубой реальностью. В Бурятском госуниверситете в 2018 году средний балл на бюджетные места по специальности «физика» — 51. На внебюджетных местах по специальности «управление качеством» в Саратовском аграрном университете — 37 баллов, бюджетных — 53 балла.
 
Большинство университетов в 2018 году набрали экономистов-внебюджетников со средним баллом ниже 60, четверть — ниже 56. В Уральском университете путей сообщения, например, в 2018 году бюджетных мест по экономике не было, только 330 внебюджетных, средний балл поступивших составил 56. В Северо-Осетинском университете нет бюджетных мест по специальности «востоковедение и африканистика», зато вуз набрал на нее 8 очников-внебюджетников со средним баллом 52. В Оренбургском мединституте очники-внебюджетники едва преодолели порог «тройки» со средним баллом 57,6, а их в вузе больше половины.
 
Что ждет государственное высшее образование
Для того чтобы повысить качество приема, чиновникам придется сокращать количество бюджетных мест. А можно просто ничего не делать, ожидая нового демографического пика.
 
Чтобы повысить интерес молодежи к так называемому «реальному сектору экономики», Минобрнауки сокращал бюджетные места на социально-экономических направлениях и увеличивал их, например, на информатике, а в некоторые годы и на технических специальностях. В результате возник опасный перекос, сделавший сложные специальности доступными для троечников.
 
Например, в 2018 году на бюджет на специальность «авиационная и ракетно-космическая техника» в Ульяновском техническом университете поступили абитуриенты со средним баллом ЕГЭ 52. На «авиационные системы» в Мурманском университете — 55. На «автоматику и управление» в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте — со средним баллом 47.
 
Еще больше их на внебюджетных местах: по специальностям «автоматика и управление», «энергетика» и «информатика» больше половины вузов набрали очников-внебюджетников со средним баллом меньше 56, по «геодезии и землеустройству» и «строительству» почти все вузы довольствовались студентами с такими баллами.
 
Зато журналисты и лингвисты на внебюджетные места чаще всего поступают со средним баллом больше 65. Даже в Санкт-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения средний балл лингвистов-внебюджетников — 76, ну, а в ведущих классических университетах баллы еще выше.
 
Наверное, улучшить качество приема по важным для экономики профилям можно было бы, сократив количество мест в вузах, как бюджетных, так и внебюджетных. Пока Миннауки решилось сделать это для магистратуры: в 2019 году прием на бюджетные места в ней будет уменьшен на 37%, с 205 тыс. до 129 тыс. человек. Но сокращать бюджетные места для бакалавров рискованно, а внебюджетные — очень невыгодно.
 

Прогноз численности потенциальных первокурсников в России до 2035 года
Конкуренция за бюджетные места, скорее всего, будет расти
 
Есть еще один способ: вообще ничего не делать.
 
При сохранении текущего количества бюджетных мест конкуренция за них будет все сильнее: как раз с 2000 года, когда родились выпускники школ 2018 года, рождаемость в России начала расти. Если оставить все как есть, к началу 30-х годов этого века вузы автоматически будут получать примерно в полтора раза больше умных студентов, чем сейчас. И, возможно, мы услышим от будущего министра науки и высшего образования России, что это его заслуга.