22 июня и мы

Серия учебников истории издательтва «Просвещение». В том числе учебник для 10 класса под редакцией Торкунова
В апреле 2020 года президент России Владимир Путин во время обращения к Федеральному собранию рассказал, что часто встречает учебники, в которых слабо отражены события Великой Отечественной войны.

После выступления главы государства Министерство просвещения решило проверить, о каком учебнике идет речь, и выяснилось, что это учебник «История России и мира» для 11-го класса под редакцией Волобуева, который в настоящее время используется в техникумах и колледжах. По словам чиновников, именно в данном издании очень слабо отражены события Сталинградской битвы, о чем и говорил глава государства.

Но на самом деле чиновникам не нужно было долго искать. Практически каждый современный школьный учебник для 10–11 классов можно упрекнуть в скудости информации о Великой Отечественной войне и в отсутствии какой-либо живости, воспитывающей у ученика чувство сопричастности истории. Невероятно сложно создать живой образ истории, если из текстов выхолощены важнейшие конкретные факты, которые одни только и могут формировать целостный образ и личное восприятие событий.

На сегодняшний день самым распространенным учебником по истории России XX–XXI веков является учебник издательства «Просвещение» под редакцией Торкунова. Возможно, этот учебник будет через несколько лет заменен, так как в 2020 году был принят новый историко-культурный стандарт. А значит, будет выделено дополнительное финансирование на издание и внедрение новой линейки учебников. Неизвестно, будут ли эти учебники лучше. Да и этот отслуживший шесть лет учебник не уйдет сразу из школ.

Конечно, учебник Торкунова лучше соросовских пропагандистских изданий, в которых авторы открыто убеждали читателей в ничтожности и порочности российской истории. Школы были завалены в 90-е и начале 2000-х подобными книгами. Но и новые учебники, в которых используется уже патриотическая риторика, оставляют желать лучшего.

Издание Торкунова является одним из лучших учебников по новейшей истории в современной России. Великая Отечественная война описана во втором томе данного издания. Согласно рекомендациям, этот период учащиеся проходят в 10-м классе.

Сталинградскую битву, на описание которой обратил внимание Путин, и вправду можно назвать ключевой в истории войны. Потому что это крупнейшая битва самой страшной войны в истории человечества. Потому что фашисты предприняли беспрецедентные усилия, чтобы выиграть эту битву, а советские солдаты проявили сверхчеловеческую волю, чтобы остановить смерть, надвигавшуюся на мир.

И потому что именно в Сталинграде начался коренной перелом, а Красная Армия двинулась от Волги на запад, чтобы спустя два с половиной года взять Берлин.

Что же мы можем узнать о Сталинградской битве из учебника Торкунова? В основном только общее описание ситуации. Здесь нет упоминания 62-й и 64-й армий Чуйкова и Шумилова, которые бесстрашно сражались с фашистами в городе. Упомянута операция «Уран», но не названа операция «Кольцо». Молчанием обошли авторы сражение на Мамаевом кургане!!!

И уж конечно, не упоминается Тракторный завод, элеватор и другие точки города, где советские воины и жители Сталинграда каким-то чудом останавливали волны нацистских атак. А ведь фашисты успели выпустить медаль за взятие Сталинграда, и на одной из сторон был изображен именно элеватор!

Дом Павлова упомянут в другом параграфе, посвященном героизму русских людей. Зато составители не забыли напомнить о том, что командующим 6-й армии — главной ударной силы фашистов в Сталинградской битве — был Фридрих Паулюс. Видимо, знать его фамилию важнее, чем знать фамилию генерала Чуйкова.

Нужно отметить, что при всех своих очень серьезных недостатках обсуждаемый нами учебник намного лучше всего предыдущего постсоветского ужаса. А авторы данного учебника выпустили замечательное пособие для учителей, где подробно и профессионально рассмотрены мифы о начале войны. Жаль только, пособие не разошлось широким тиражом по всем школам, а доступно в основном в интернете.

Но проблема заключается не в конкретном учебнике или коллективе авторов. Проблема в том, что мир находится на грани войны, а Россия — в очень плачевном состоянии. И разговор идет не о количестве оружия или денег. Разговор — о человеке. Какого человека может воспитать отечественная школа, когда учебники по истории лишены как конкретного содержания, так и живой эмоциональности?

В официальных документах очень много сказано о необходимости сформировать у школьников чувство патриотизма, уважения к истории. Но все эти правильные формулировки остаются лишь на бумаге. Об этом свидетельствуют проводимые исследования, об этом говорят учителя.

История наравне с литературой является базовым предметом для формирования идентичности. Идеология не может быть выхолощена из истории. Те, кто утверждает обратное, лукавят. После развала СССР преподавание истории было очень идеологизированным. Просто всё выстраивалось на антисоветской и антирусской идеологии. В 2000-х же годах из-за обострения отношений с Западом необходимо было уйти от данной модели и начать преподавать как-то по-другому.

Тогда и была сделана попытка убрать идеологию из преподавания истории совсем, добавив туда несколько патриотических ноток при изучении Великой Отечественной войны. Содержание учебников по истории было превращено в набор фактов, не трогающих сердце подростка, которые просто невозможно осмыслить как явление.

Был создан некий в меру патриотический суррогат, при котором школа не отказалась от постсоветской идеи подготовить эффективного специалиста, лишенного идеологии. Ну, и о какой живой связи с историей можно в данном случае говорить? Что вообще происходит с человеком, когда его внутренний мир недооформлен и находится в каком-то «полутеплом» состоянии безразличия?

Человек — это сложно организованное существо. Мы часто сравниваем человека со Вселенной. И это действительно так. Внутренний мир человека загадочен и велик. Точнее, он должен быть таким…

Вселенная — это, между прочим, еще и космос. А космос — это порядок и организация. И, используя данное сравнение по отношению к человеку, мы хотим сказать, что его внутренний мир существует по определенным законам, имеет упорядоченное пространство, складывающееся вокруг какого-то центра. Если всех этих составляющих нет, то вместо космоса мы имеем хаос. И тогда вообще непонятно, есть ли человек.

Внутренний мир человека обязательно должен быть устроен каким-то определенным образом. Прежде всего, у человека должно быть нечто священное. То, что имеет для него неотменяемую важность. Это священное обязательно должно иметь идеальный характер. Потому что невозможно выстроить внутренний мир вокруг «золотого тельца». Когда в центр человеческого бытия становится что-то материальное, он теряет человеческое содержание.

От священного, являющегося центром внутреннего мира, выстраивается вся остальная периферия человеческой души. При этом всё идеальное человека освящено этим неотменяемым центром. Только так формируется внутренний космос и возникает человек, который может любить, ненавидеть, бороться.

Великая Отечественная война не просто так называется Священной. Она стала осевым событием новейшей истории. Мы и сегодня не понимаем до конца значимость этой Победы. Как не понимаем всю сложность и силу побежденного когда-то врага, который сегодня под разными ликами возвращается в наш мир. Серьезное и взрослое отношение к истории войны может стать основой ценностно-мировоззренческого каркаса личности.

Очень хорошо, что в России сегодня относятся с уважением к памяти о подвигах советского народа. Но очень прискорбно, что память эта выражается в проведении эпизодических празднеств, теряющих с годами характер этой самой священности. И может ли происходить по-другому, если даже лучшие учебники столь поверхностно рассказывают о Великой Победе?

А по-другому быть должно. Если Россия хочет выжить, она должна воссоздать общество, способное к противостоянию, которое по факту нам уже объявлено. Чтобы создать такое общество, нужен человек, внутренний мир которого не находится в состоянии хаоса. То есть всё ― и человек, и общество ― должно выстраиваться вокруг чего-то сакрального. И это сакральное должно присутствовать во всей жизни человека, а не один раз в году.

Почему в современной России этого не происходит? Наверное, по разным причинам. Отчасти из-за недопонимания сложности ситуации. Отчасти — от нежелания создавать полноценного человека. Вроде и нужен человек с идеей для сохранения государства. А страшно запустить этот процесс на полную. Вдруг, соединившись с идеей, человек захочет как-то радикально менять свою жизнь. Нужно ли это тем, кто находится у власти? Ведь не просто так в Конституцию была внесена статья о запрете на идеологию.

С другой стороны, и современному жителю России это не очень нужно. Он вполне комфортно устроился в своей квартире на диване перед экраном телевизора или гаджета, и даже привык к карантину. Человек ко всему привыкает, если нет для него ничего святого.

Но нужно вспомнить, что фашисты не просто хотели захватить территорию. Они хотели создать свой «новый мир». В этом мире только избранные должны были иметь право на идеальное, на сакральное. У фашистов это идеальное было темным, но всё же носило исключительно священный характер.

Все остальные покоренные люди на это прав не имели. Именно уничтожением внутреннего космоса и занимались фашисты в концлагерях. Это были фабрики по созданию покорных людей.

Победа СССР над фашизмом — это не только право на жизнь, но и право на то, чтобы быть Человеком. Право на светлое идеальное и право на душу. Отказаться от этого права — значит осквернить священную жертву советского народа. Понять смысл Победы — значит сделать шаг к возвращению человеческого, сделать шаг к высшему.

Человек в нынешнем состоянии внутреннего хаоса обречен. Возвращающийся фашизм пожрет то, что осталось от человечества.

Чтобы этого не произошло, необходимо по-новому, по-настоящему осознать смысл Великой Отечественной войны. И выстроить вокруг этого понимания общество, способное сопротивляться. Память о войне — незаменимый краеугольный камень в возрождении русского человека.

Федор Кауфман

Газета «Суть времени»