Педагоги дошкольного образования являются рабами требований и правил


Межнациональное исследование положения дел в дошкольном образовании в Австралии, Дании и Канаде показало поразительное бесправие и загруженность и при всем при том совершенно непропорциональную сложности и объему труда и уровню ответственности оплату труда педагогов. Мы бы сказали, что это не положение, а унижение.

Но не только в указанных странах дела обстоят таким плачевным образом. Согласно результатам недавнего исследования в Ирландии, профессия педагога дошкольного образования в этой стране крайне низкооплачиваема. При этом воспитатели детских садов так же (если не больше) бесправны и загружены, как и австралийские воспитатели, и не получают должного вознаграждения за свой труд — ни морального, ни материального.

Так, доктор Лаура Бамбрик, отвечающая за вопросы социальной политики Ирландского конгресса профсоюзов заявила, что профессиональные воспитатели — одни из самых низкооплачиваемых в ирландской экономике. Недавнее исследование показало, что треть детских садов находится под угрозой закрытия в ближайшие месяцы из-за невозможности нанять квалифицированный персонал. 61% управляющих детсадами собираются сокращать группы из-за дефицита персонала. В настоящее время кадровая текучка составляет 40%. Многие специалисты просто не могут дальше заниматься любимым делом, потому что не в состоянии свести концы с концами.

А что в России? Увы, едва ли можно сказать, что положение дел с дошкольным образованием здесь хоть сколько-нибудь лучше. В России скопировали западную систему аккредитации педагогов и подхода к образованию как к услуге. Но эта система, по сути, порабощает работников и катастрофически снижает качество воспитания и образования дошкольников, а также качество жизни самих воспитателей.

Продолжаем, несмотря ни на что, смотреть в сторону Запада и слепо копировать оттуда «всё лучшее»?

В опросе 2021 года более двух третей австралийских воспитателей дошкольного образования сообщили, что они много работают сверхурочно, чтобы соответствовать нормативным требованиям. Половина из них выполняли неоплачиваемую работу во время аккредитации - процесса демонстрации соблюдения всех правил, регулирующих дошкольное образование. Некоторым платили всего за половину рабочего времени.

Не то чтобы им изначально хорошо платили. Педагоги дошкольного образования занимают 13-е место среди самых низкооплачиваемых работников в Австралии.

Из-за низкой оплаты труда и продолжительного рабочего дня почти каждый третий воспитатель дошкольного образования ежегодно уходит из профессии. В этом году опрос показал, что 73% намерены оставить профессию в ближайшие три года. Провайдеры изо всех сил пытаются найти квалифицированный персонал.

 

Долгие часы неоплачиваемой работы — обычное дело

Межнациональное исследование, посвященное работе педагогов дошкольного образования в Австралии, Канаде и Дании, включает ответы 50 преподавателей, работающих в различных сферах образования в городах, регионах и сельской местности.

Около 70% указали, сколько дополнительных часов они отработали во время аккредитации, а 50% сообщили о неоплачиваемых часах. Вот наиболее распространенные ответы педагогов:

«Я работаю 68 часов в неделю, но получаю зарплату за 30 часов».

«Много неоплачиваемых часов».

«Сотрудникам давали работу, которую они выполняли во время перерывов, они часто оставались на неоплачиваемых собраниях персонала и для выполнения дополнительной работы».

«Много неоплачиваемой работы, чтобы наверстать упущенное с необходимой документацией».

Чтобы получить аккредитацию, службы должны предоставить регулирующим органам документальные свидетельства того, что они соответствуют критериям качества, установленным Австралийским управлением качества образования и ухода за детьми (ACECQA), или превосходят их. Некоторые участники опроса заявили, что требования этих строгих проверок качества «смехотворны» и требуют огромных объемов документальных доказательств. Для подготовки этих доказательств требуется время, проведенное вдали от детей, развитие которых зависит от качественного взаимодействия с их педагогами. Многие заявили, что не могут делать документацию в рабочее время, потому что заняты обучением детей и поддержкой семей.

Комментируя количество неоплачиваемых часов, некоторые отмечали влияние на их семейную жизнь:

«Слишком много. Это вызвало стресс дома в семье».

«Мы посвятили более двух недель, работая по ночам и выходным, чтобы подготовиться к аккредитации и регистрации. Даже наши мужья приходили и работали с нами».

«Вредно. Отсутствие баланса между работой и личной жизнью в это время».

 

Моральное и физическое истощение педагогов порождает нехватку персонала

Из-за несправедливой заработной платы и повышенных ожиданий из-за заказов на медицинское обслуживание COVID-19 многие поставщики изо всех сил пытаются укомплектовать свои услуги персоналом. Исследования показывают, что педагоги уходят из профессии, когда они больше не могут себе позволить оставаться.

Поскольку качественное образование и уход зависят от взаимодействия с отдельными детьми, их семьями и сообществами, текучесть кадров вызывает серьезную озабоченность. Тем не менее вместо того, чтобы решать эти проблемы, рост управленческого подхода в австралийском образовании усугубил стресс из-за низкой оплаты сложной работы.

 

Каковы последствия управленчества?

Управленческий подход создает систему, в которой работник изначально рассматривается как человек, которому не доверяют. В этих системах работникам дается подробное описание задач, которые должны проверяться менеджерами и властями. Вместо того чтобы выполнять ту работу, для которой они были наняты, работники заняты производством данных, чтобы показать, что они следуют всевозможным инструкциям.

Руководители и представители власти говорят, что это необходимо для обеспечения качества. Их представления о качестве отражены в объемных документах. Часто эти документы настолько сложны, что для расшифровки исходного документа предоставляются даже более длинные документы или руководства. В дошкольном образовании к ним относятся учебные документы, основы и стандарты. Эти документы создает ACECQA. Регулирующие органы штатов и территорий несут ответственность за обеспечение соблюдения посредством регистрации и аккредитации - процесса оценки и присвоения рейтинга.

 

Качество действительно может пострадать, но только от чего на самом деле?

Многие преподаватели считают, что требования аккредитации снижают качество образования и ухода во время аккредитации. Один педагог с горечью сказал: «Это шутка! Все настолько заторможено, а дети и педагоги слишком зарегулированы. Дети не могут свободно учиться. Они не могут приближаться к воде, они не могут лазить. Педагоги внушают страх. Это ужасная и ограничивающая среда обучения. Она делает детей ограниченными и полными беспокойства».

Опрос ACECQA в этом году показал, что преподаватели, намеревающиеся рано покинуть сектор, обвиняют систему в переутомлении, административной перегрузке и выгорании.

 

Результаты австралийского исследования, о котором идет речь в статье, опубликованы на новостном портале Phys.org 22 сентября.