Доклад Павла Астахова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, на Круглом столе в Общественной палате РФ на тему: «Защита права новорожденного ребенка на жизнь и охрану здоровья: проблемы, задачи и опыт их решения».
Стенограмма выступления
Сегодня мы проводим Круглый стол, который называется «Защита прав новорожденного ребенка». Круглый стол инициирован прежде всего представителями негосударственных общественных организаций, блок крупнейших родительских организаций, объединяющий родителей-активистов родительского сообщества. Это <нрзб> родительских комитетов, это Всероссийское Родительское Сопротивление. И конечно же обсуждение прав новорожденных, судя по профилактике отказа от детей, предлагаемых мер, невозможно сегодня без участия широкой общественности, родительских организаций, того, кто непосредственно занимаются оказанием помощи матерям, семьям, попавшим в трудную ситуацию.
Я хотел бы сразу оговориться, что тема так называемых устройств для анонимного подбрасывания детей, беби-боксов, как их часто зовут, которые усиленно рекламируются теми, кто их производит и продает, в этой части занимает не только самый мизерный участок, но и обществу совершенно необоснованно представлять эффективным средством. Мы об этом тоже сегодня отдельно поговорим.
Вообще нужно нужно сказать, что казалось бы тема давным-давно забыта. Ну прямо скажем — негодное средство. Которое даже не оправдывает свою установку. Не говоря уже о явном противоречии базовым российским законам, международным документам. Но однако эту позабытую идею вдруг, достаточно удачно, надо признать, вбросили в общественное пространство, отвлекли большое число людей, занятых реальным делом, и отвлекли на обсуждение совершенно негодного объекта. Как это говорят в юриспруденции: отвлечение внимания на негодный объект.
Мне кажется, с бОльшим эффектом и бОльшей пользой можно было бы и нужно было бы продолжить обсуждение работы по созданию кризисных центров для нуждающихся матерей, обсуждение принятия дополнительных мер реальной поддержки таких матерей и нуждающихся семей. От этого пользы было бы гораздо больше. Вот именно этим, именно оказанием реальной помощи в рамках своей деятельности, в рамках деятельности социальных центров, <нрзб>ценров и занимаются участвующие сегодня в этом круглом столе организации и представители. Одновременно с общественными организациями участвуют представители государственных профильных ведомств, Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки Российской Федерации, представители правоохранительных органов. Потому что эта тема касается и представителей правоохранительных органов.
Но, как я уже сказал, вместо того, чтобы заниматься обсуждением реальных дел, которые действительно показали свою эффективность, потому что мы дальше будем сегодня говорить и приводить конкретные результаты и факты того, что и число убийства новорожденных детей снизилось за последние 5 лет больше чем в два раза, и число отказных детей, брошенных детей снижается каждый год благодаря как раз усилиям государства, общественных организаций, а отнюдь не устройствам для анонимного отказа от детей.
Но тем не менее нам по сути активно в последнее время предлагается еще больше разрушать семьи, и без того попавшие в сложную материальную и социальную ситуацию. Вместо их укрепления и помощи таким семьям нам предлагают помочь легко и безболезненно бросать своего ребенка. Мало того, еще и забрать огромные деньги фактически из социальной сферы. Потому что, давайте говорить прямо, один такой ящик — это 10 обкраденных нуждающихся семей. Потому что деньги, которые тратятся на социальную поддержку, должны будут направляться на создание и установку, обслуживание этого ящика. И безусловно роддома, перинатальные центры, кризисные центры, социальные гостиницы, социально-реабилитационные центры - все то, что было создано, и что развивается неплохо у нас в стране в последние годы, оказывают и выполняют несоразмерно бОльшую и несоизмеримо более эффективную миссию, нежели устройства для анонимного оставления детей.
Круглый стол сегодня, как я уже сказал, проводится по предложению и даже требованию родительских и некоммерческих организаций, которые реально осуществляют поддержку матерей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Я напомню, что в ближайшее время Общественная Палата анализировала проводила так называемые нулевые слушания по этой проблеме. Поэтому в преддверии нулевых слушаний были направлены соответствующие обращения общественным палатам регионов Российской Федерации. Все эти обращения и ответы на эти обращения собираются. Я вам сегодня по нашим данным коротко ответил. Если позволите, немного времени потрачу, чтобы вы понимали, как наши коллеги реагируют. Самыми первыми ответили свердловские, не только Общественная Палата. Они провели очень правильное мероприятие. Они собрали всю общественность на базе Общественной Палаты. В этом обсуждении участвовали и профильные ведомства, и негосударственные, неправительственные организации, в этом обсуждении участвовали и уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. И все единогласно высказались за то, что заявленная цель не достигается. И предлагается не укреплять семьи, не спасать детей, а фактически разрушать семьи. И создавать фактически рынок неучтенных анонимных детей. И этот отрицательный ответ, на мой взгляд, можно считать образцовым.
Позвольте мне пробежаться и сказать, как уже ответили некоторые палаты, или не ответили. И чтобы вы понимали, что абсолютное большинство в палатах поддерживает нашу позицию, трезво и четко отдает себе отчет в том, что нам предлагается.
Алтайский край - отрицательное заключение общественной палаты.
Амурская область — отрицательное заключение.
Архангельская область пока не прислала информацию, будет предоставлена дополнительно.
Астраханская область — отрицательно.
Белгородская область — отрицательное.
Брянская — не прислала.
Владимирская — отрицательное.
Вологодская — отрицательное.
Волгоградская — отрицательное.
Воронежская — пока не пришло.
Еврейская автономная область — написано «Председатель общественной палаты Войницкий» (смех) Дождемся.
Ивановская область — поторопилась, как они говорят, планируются слушания с корректировкой позиций. Правительство дало отрицательное заключение.
Иркутская область — отрицательное.
Кабардино-Балкарская — отрицательное.
Калининградская — отрицательное.
Калужская — отрицательное.
Камчатский край — отрицательное.
Карачаево-Черкесия — отрицательное.
Кемеровская — отрицательное.
Кимрская — отрицательное.
Костромская — отрицательное.
Я могу долго читать все это... поверьте, 99% высказались отрицательно.
Я считаю, что это — очень демократичное обсуждение, демократичней не придумать. Правда... <нрзб> площадка общественной палаты. Поэтому надеюсь, за то время, которое пройдет с сегодняшнего нашего мероприятия до полевых слушаний, не изменятся цифры и данные. Потому что мы с этим уже сталкивались. Вот коллега Виноградова пожимает плечами. Потому что мы действительно сталкивались с тем, что даже после слушаний в Совете Федераций, когда очевидно было, что 95% сказали против, вдруг было озвучено, что поддержал этот Круглый Стол. И если бы не 4-часовые видео, которые выложили, в свободном доступе находятся, так люди бы и находились в заблуждении.
К сожалению, подобная ситуация сложилась в Челябинской области на форуме, который там проходил. Когда я сам читал стенограмму обсуждения, по минутам, кто как выступал, выложили стенограмму. Стенограмма написана абсолютно независимым модератором, который следил за этим.
90% - против. 10% - за.
Что мы видим в резолюции этих общественных слушаний? Поддержали идею создания этих ящиков.
Сегодня будут много говорить специалисты, общественные деятели.
Я хотел бы особо отметить депутата Виталия Золочевского, который, с самого первого дня, как только тема возникла, когда появился этот законопроект, включился в эту работу. Он проделал колоссальную работу.
Мы сегодня отдельно попросим огласить результаты тех заключений экспертов, которые он получил по своим запросам. Потому что была проведена экспертная работа большая. Очень много говорится на обсуждении, ссылаются на некий опыт, ссылаются на какие-то данные. Как только появилось такое устройство, сразу преступления перестали происходить, и т. д.
Мало того, даже в тех ответах, которые приходили нашему коллеге Золочевскому, есть очень интересные документы. <нрзб> Есть очень интересный документ — ответ из Перми.
Ну мы знаем,что Пермь — это родина, основное место производства, и, наверное, полигон такой своеобразный.
И вот очень интересный ответ в адрес депутата. Виктор Федорович Басаргин, губернатор Пермского края пишет, что в этих устройствах не было подброшено детей — ноль.
Пожалуйста, можно найти этот документ. Правильно я цитирую? Да, Виталий? Ноль. Да, ни один субъект.
Возникает вопрос: а что же нам рассказывают сказки? Кто нас здесь обманывает? Очень интересно. Вот ответ губернатора Пермского края.
<нрзб> Виталий Сергеевич. В Пермском крае функционирует проект «Колыбель надежды» и т. д. Конкурсы на установку не проводились. Указанный проект существует в Брянской <или на базе > <?>Центральной больнице, в детской городской больнице «Березники» <нрзб>.
Вот смотрите дальше что написано. С момента ввода беби-бокса в эксплуатацию случаи оставления в них детей, в детской городской больнице «Березняки», в Брянской Центральной городской больнице не зафиксировано.
Вот скажите пожалуйста, кто в данном случает не знает ситуацию? И тут же ответ следственного управления следственного комитета. Он говорит о чем? 16 случаев указывает.
Вот если сегодня, когда это не узаконено, когда это существует в таком режиме, уже власть... А что такое губернатор? Губернатор — это глава исполнительной власти, который по закону отвечает за каждого брошенного, отказного, подкинутого, найденного ребенка. Правильно? Только он, только исполнительная власть, только он для опеки и попечительства, которые в итоге ему и подчиняются, уполномочен государством и законом вести эту деятельность.
Если он не знает о том, что.. Сколько там говорят наши коллеги из Перми? Спасено 16? Да, 16.
Где эти 16 детей, скажите мне? Куда они делись? Кто ими занимается? <нрзб> опеки, точно не губернатор.
Вот что нам предлагается. Это — лучшая иллюстрация для того, что нас всех ждет. Когда власть не будет знать, и не будет известно <нрзб>.
Коллеги, я сейчас передам слово Марии Рачиевне, председателю ВРС. И я хотел бы сегодня меньше говорит, а больше вас слушать. Чтобы мы все поделились опытом, который у нас есть. И рассказали ситуацию того, как на самом деле надо защищать права каждого новорожденного ребенка. Ведь новорожденный ребенок обладает всей совокупностью прав, которыми обладает любой человек. У него есть права от рождения. Право жить. Право на то, чтобы о нем заботились те, кто его родили. А если они не заботятся, значит, чтобы государство заботилось о нем.
Даже у человека, который только появился на свет, есть такие нематериальные ценности, как честь, достоинство. И даже маленького ребенка можно обидеть.
Мы не можем себе этого позволить. Мы должны защищать такого ребенка. Мы будем говорить о правах новорожденного ребенка и о том, как его правильно защищать.