Заболеваемость населения Сибири в контексте российских тенденций

Плохое здоровье тесным образом связано с низким уровнем жизни населения, плохими социально-бытовыми и экологическими условиями, хроническим стрессом, которому подвергается население, старением населения и не всегда доступной медициной

Рис. 1. Динамика заболеваемости населения по федеральным округам РФ, 1992–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения)

Рис. 1. Динамика заболеваемости населения по федеральным округам РФ, 1992–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения)

Демографический потенциал государства в существенной степени зависит от качественных характеристик населения, из которых важнейшее значение принадлежит его здоровью. Учитывая разнообразие факторов, влияющих на формирование общественного здоровья и его значимость как одного из важнейших ресурсов, можно сказать, что, с одной стороны, здоровье — это главный интегральный показатель благополучия территории, отражающий социально-экономическое положение населения, состояние экологии и медицинской помощи, оказываемой населению, а также генетический груз самого населения, а с другой стороны — это объективный критерий успешности проводимых политических, социальных и экономических реформ.

Качество здоровья населения относится к проблемам, связанным с национальной безопасностью. Сложившаяся под влиянием длительной депопуляции демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (СФО) много лет усугублялась миграционным оттоком населения. В результате за период 1989–2017 гг. численность населения на территории СФО сократилась на 1,8 млн человек, или на 8,3% (на селе — на 12,0%). Ситуация дополнительно осложнялась неблагоприятными тенденциями роста заболеваемости населения.

Между тем интересы национальной безопасности диктуют необходимость сокращения потерь общества за счет укрепления здоровья и снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения. Плохое здоровье населения негативно влияет не только на демографический потенциал, воспроизводство населения, но и на состояние экономики, а также обороноспособность. С этих позиций анализ динамики состояния здоровья такой большой и стратегически значимой территории, как СФО, является очень важной и актуальной задачей.

Методы и информационная база анализа

Для характеристики здоровья населения региона (общественного здоровья) традиционно используют: показатели медико-демографических процессов, показатели физического здоровья и показатели заболеваемости, травматизма и инвалидности населения. При этом важнейшей составляющей комплексной оценки здоровья населения считается заболеваемость населения.

Заболеваемость населения в широком смысле описывается ее структурой, распространенностью и динамикой зарегистрированных болезней среди населения в целом или в отдельных его группах (возрастных, половых, территориальных, профессиональных и др.).

Заболеваемость населения определяется на основе данных об обращаемости — по числу случаев заболеваний, выявленных в течение года всеми медицинскими учреждениями или при проведении профилактических осмотров. Отношение числа зарегистрированных случаев заболеваний к среднегодовой численности постоянного населения территории определяет уровень заболеваемости (частоту распространения заболеваний).

Анализ данных о заболеваемости необходим для выработки управленческих решений с целью совершенствования системы здравоохранения как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях управления, а также для оценки потребности в различных видах ресурсов на разных территориальных уровнях. Кроме того, показатели заболеваемости служат одним из критериев оценки качества работы медицинских учреждений, всей системы здравоохранения.

При этом почему-то власть и общественность, включая научную, уверены, что за плохое здоровье населения несет ответственность только система здравоохранения. И именно ей предъявляют претензии за сложившуюся ситуацию— это большая стратегическая ошибка!

В еще большей степени высокий уровень заболеваемости населения характеризует работу управленческого аппарата как на уровне регионов, так и страны в целом. Поскольку, по данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения более чем наполовину зависит от условий и образа жизни людей, а также в значительной степени от состояния окружающей среды, которые, в свою очередь, определяются социально-экономическим условиями, культурными установками и т. д., как результатом управленческой деятельности или бездеятельности.

Информационную базу исследования составили данные Росстата за 1992–2015 гг.

Первичная заболеваемость населения СФО

На протяжении 1992–2015 гг. в постсоветской России наблюдалась тенденция роста заболеваемости (здесь и далее — зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек) населения, с некоторой стабилизацией в 2009–2015 гг. (рис. 1). Позиции СФО по заболеваемости ухудшились с предпоследнего места среди федеральных округов в 1997–1998 гг. до второго-третьего места после Приволжского и Северо-Западного федеральных округов в 2011–2015 гг. С 2000 г. округ превосходил среднероссийский уровень заболеваемости, и в последние годы разрыв увеличивался: в 2010 г. заболеваемость населения в СФО на 5%, а в 2015 г. — уже на 9% выше, чем в среднем по России. В 2015 г. заболеваемость населения в СФО составила 848 на 1000 человек населения и выросла с 1992 г. на 32%, в РФ — на 26%.

Среди субъектов СФО особо выделяется Алтайский край, где в 2015 г. уровень заболеваемости был на 29% выше, чем в среднем по СФО (рис. 2). На 12% выше средних по округу показатели заболеваемости в Иркутской области и на 9% — в Омской области. На общем неблагоприятном фоне несколько лучше выглядит ситуация с заболеваемостью в Республике Бурятия и Республике Тыва, а также в Забайкальском крае. Это связано в том числе с более молодой возрастной структурой населения в этих регионах за счет относительно более высокой рождаемости, в отличие от Алтайского края с самым старым населением в СФО.

Рис. 2. Заболеваемость населения в субъектах СФО в 2015 г., (зарегистрировано заболева- ний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения)
Рис. 2. Заболеваемость населения в субъектах СФО в 2015 г., (зарегистрировано заболева- ний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения)

В структуре заболеваемости населения СФО в 2015 г. высокую долю составляли болезни органов дыхания (39,0%), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (11,8%), болезни нервной системы и органов чувств (9,8%), мочеполовой системы (6,7%), а также органов пищеварения (6,7%) (рис. 3).

Рис. 3. Структура заболеваемости населения СФО в 2015 г. (в скобках данные за 2000 г.),%
Рис. 3. Структура заболеваемости населения СФО в 2015 г. (в скобках данные за 2000 г.),%

Особый интерес вызывает анализ трендов заболеваемости по классам, вносящим наибольший вклад в структуру смертности населения. Среди основных классов причин смертности первое место — порядка половины всех смертей — принадлежало смертности от болезней системы кровообращения. В 2015 г. в СФО она составила 46% всех смертей (в РФ — 49%), второе место занимали новообразования — 16% (в РФ — 16%) и третье — внешние причины смерти — 12% (в РФ — 9%). Таким образом, эти три класса причин смертности в сумме составляли в СФО, как и в РФ, 74% всех смертей.

Заболевания, вносящие основной вклад в показатели смертности населения

По вкладу в структуру смертности населения абсолютно лидируют болезни системы кровообращения. Наиболее быстро в период 1995–2015 гг. росла заболеваемость именно болезнями системы кровообращения: всего по РФ она выросла в 2,3 раза, а по СФО — в 2,7 раза, в то время как по другим округам — в 1,9–2,4 раза (рис. 4). В результате, если в 1995 г. СФО и другие регионы РФ практически не различались по уровню данной заболеваемости, то в 2015 г. округ превосходил РФ по заболеваемости болезнями системы кровообращения на 14%. Кроме того, СФО длительное время занимал первое место по уровню этого показателя среди всех округов РФ, однако в 2015 г. его обогнал Приволжский федеральный округ. Тот факт, что при более молодой, чем в федеральных округах центральной части страны, структуре населения в СФО самые высокие растущие показатели заболеваемости болезнями системы кровообращения, говорит о том, что в Сибири эта заболеваемость более широко распространена среди молодого населения.

Рис. 4. Динамика заболеваемости болезнями системы кровообращения по федеральным округам РФ, 1995–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 чел. населения)
Рис. 4. Динамика заболеваемости болезнями системы кровообращения по федеральным округам РФ, 1995–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 чел. населения)

За 1995–2015 гг. заболеваемость болезнями системы кровообращения выросла в Кемеровской области в 5 раз, в Республике Хакасия — в 4,2 раза, в 3,9 раза увеличилась она в Новосибирской области, в остальных субъектах СФО рост составил от 1,5 до 3,2 раза.

В Алтайском крае рост заболеваемости меньше, чем в среднем по СФО (рост в 1,8 раза за тот же период), из-за начавшегося с 2007 г. снижения заболеваемости по этому классу. Но, вследствие изначально высокого значения этого показателя, Алтайский край с 1995 г. прочно занимает первое место по заболеваемости болезнями системы кровообращения среди субъектов СФО. Однако если в 1995 г. Алтайский край превосходил средний уровень заболеваемости по этому классу в округе почти в 2 раза, то в 2010 г. — на 69%, а в 2015 г. — уже только на 29%, т. е. разрыв сокращается.

В 2014 г. Кемеровская область практически приблизилась к Алтайскому краю по этому классу заболеваемости. Омская область также имеет высокую заболеваемость болезнями системы кровообращения. Начиная с 2008 г. по 2013 г. она занимала второе место (в 2014 г. и 2015 г. — третье). Ситуация выглядела лучше до 2014 г. включительно в Республике Тыва, где заболеваемость по этому классу даже снизилась за рассматриваемый период на 5%, но в 2015 г. она резко выросла. В 2015 г. в Республике Тыва, а также в Томской области и Республике Бурятия заболеваемость болезнями системы кровообращения существенно ниже, чем в среднем по СФО.

Второе место среди причин смертности в России и СФО занимают новообразования. За 1995–2015 гг. заболеваемость новообразованиями в СФО возросла в 2,2 раза, в РФ — в 1,7 раза (рис. 5). Округ в 2015 г. превосходил РФ по заболеваемости новообразованиями на 19%, при этом в 1995 г. значение показателя было даже ниже, чем в среднем по РФ. Положение СФО по отношению к другим округам постоянно ухудшалось, а с 2011 г. по 2015 г. он был первым среди округов РФ по уровню заболеваемости новообразованиями среди населения.

Рис. 5. Динамика заболеваемости новообразованиями по федеральным округам РФ, 1995–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 чел. населения)
Рис. 5. Динамика заболеваемости новообразованиями по федеральным округам РФ, 1995–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 чел. населения)

В самом СФО выделяется в худшую сторону Алтайский край, снова занимающий на протяжении практически всего рассматриваемого периода первое место среди субъектов СФО и превосходящие в 2015 г. средние по округу показатели заболеваемости новообразованиями на 53%, а также Красноярский край и Иркутская область: превышение по ним равно соответственно 22% и 24%. В лучшую сторону выделяются республики Тыва, Бурятия, а также Забайкальский край: в этих субъектах в 2015 г. показатель заболеваемости новообразованиями ниже, чем в среднем по СФО.

Что касается третьей основной группы причин смертности, то заболеваемость, связанная с травматизмом, отравлениями и несчастными случаями, в округе росла значительно меньшими темпами, чем две предыдущие. Тем не менее в 2015 г. по сравнению с 1995 г. по этому классу заболеваемость в СФО была на 10% выше, в среднем по РФ — на 3%. В 2011–2015 гг. округ занимал первое-второе места среди всех округов РФ. В 2015 г. заболеваемость по этому классу в СФО на 11% превосходила среднероссийскую (рис. 6).

Рис. 6. Динамика травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин по федеральным округам РФ, 1995–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 чел. населения)
Рис. 6. Динамика травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин по федеральным округам РФ, 1995–2015 гг. (зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 чел. населения)

Внутри СФО первые места по этому классу заболеваемости на протяжении всего периода занимала Кемеровская область. В 2015 г. она превосходила средний по округу показатель на 32%, в 1995 г. разрыв был еще больше — 38%. В Республике Хакасия из-за высоких темпов роста, который за указанный период составил 85%, существенно ухудшилась ситуация с заболеваемостью по данному классу. Выросла она и в Новосибирской области, где рост показателя за период составил 34%. В Омской и особенно существенно в Томской областях заболеваемость по этому классу за рассматриваемый период снизилась. В этих областях, а также в республиках Алтай, Бурятия, Тыва и Забайкальском крае, она ниже, чем в среднем по округу.

Рассмотренные три основных класса заболеваний в сумме увеличили свою долю в структуре заболеваемости населения СФО с 15,8% в 2000 г. до 17,6% в 2015 г., из которых 1,6 п. п. прироста приходилось на заболеваемость болезнями системы кровообращения и 0,5 п. п. прироста — на новообразования (рис. 7). Таким образом, на фоне роста заболеваемости в целом в структуре заболеваемости населения СФО выросли доли классов болезней, вносящих основной вклад в смертность и инвалидизацию населения: болезней системы кровообращения и новообразований. То есть заболеваемость выросла не только количественно, но и качественно.

Рис. 7. Соотношение классов заболеваемости, вносящих основной вклад в показатели смертности СФО,% в структуре заболеваемости
Рис. 7. Соотношение классов заболеваемости, вносящих основной вклад в показатели смертности СФО,% в структуре заболеваемости

По многим другим основным классам болезней СФО также занимал первые места в стране. Например, по заболеваемости болезнями эндокринной системы, расстройствам питания и нарушениям обмена веществ; мочеполовой системы; костно-мышечной системы и соединительной ткани; нервной системы и органов чувств.

Особенностью рассматриваемого периода является рост заболеваемости населения, происходящий на фоне сокращающегося с 2006 г. уровня смертности. Всего в 2015 г. по отношению к 2005 г. общая смертность в СФО снизилась на 21% (в целом по РФ — на 19%), в том числе от болезней системы кровообращения — на 27% (в целом по РФ — на 30%), от внешних причин — на 48% (в целом по РФ — на 45%), а от новообразований она увеличилась на 8% (в целом по РФ — на 2%).

Сокращение смертности привело к росту ожидаемой продолжительности жизни населения как в целом по России, так и в СФО. Однако более высокие показатели смертности населения в СФО позволяют округу занять лишь предпоследнее место среди других федеральных округов в РФ, хуже ситуация только в Дальневосточном федеральном округе. В 2016 г. в СФО этот показатель был ниже, чем в среднем по России на 2 года (рис. 8). Отметим при этом, что абсолютно во всех регионах СФО на протяжении нескольких последних лет ожидаемая продолжительность жизни ниже среднероссийской.

Рис. 8. Динамика ожидаемой продолжительности жизни в округах РФ в 1998–2016 гг., лет
Рис. 8. Динамика ожидаемой продолжительности жизни в округах РФ в 1998–2016 гг., лет

Заключение

Подводя итоги, можно констатировать, что несмотря на рост ожидаемой продолжительности жизни в последние годы, ситуация с заболеваемостью в стране продолжает оставаться напряженной. Причем увеличение заболеваемости происходило по сравнению с 1995 г., взятым за базу, который сам характеризуется резким ростом смертности и заболеваемости относительно периода до распада СССР и проведения либеральных реформ в России. Особенно плохо выглядит на общероссийском фоне СФО — второе-третье место среди всех федеральных округов по заболеваемости населения в последние годы, а также устойчивые первые места по многим основным классам заболеваний, и в первую очередь по вносящим наибольший вклад в смертность и инвалидизацию населения.

В самом СФО резко выделяется в негативную сторону Алтайский край с самым высоким уровнем заболеваемости, на протяжении длительного времени удерживающий первые места по заболеваемости болезнями системы кровообращения и новообразованиям.

Причем в СФО первые места по заболеваемости этими двумя классами болезней сочетаются с более молодой возрастной структурой населения, чем в среднем по России и особенно в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Старение населения может еще больше усилить негативные тенденции.

Плохое здоровье тесным образом связано с низким уровнем жизни населения, плохими социально-бытовыми и экологическими условиями, хроническим стрессом, которому подвергается население, старением населения и не всегда доступной медициной.

В качестве примера можно привести самый неблагополучный по заболеваемости регион СФО — Алтайский край. Кстати, он же, вместе с Кемеровской областью, неблагополучен и по демографическому состоянию — только эти два региона из 12 в СФО так и не вышли из депопуляции, и в последние годы естественная убыль населения в них нарастает. Средний уровень зарплат в Алтайском крае — один из самых низких в стране, ниже, чем в республиках Северного Кавказа, и это — в сибирских условиях.

Читать также: Заболеваемость детей и подростков Сибирского федерального округа: динамика и факторы

Раньше существовало понятие «сибирское здоровье», означавшее хорошее, крепкое здоровье, с большим запасом прочности. В настоящее время первоначальный смысл этого понятия совсем не соответствует действительности. Уровень здоровья сибиряков один из самых низких в стране, и по ожидаемой продолжительности жизни, которая считается интегральным показателем здоровья населения, ситуация хуже только в Дальневосточном федеральном округе.

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск

Ольга Чудаева, Светлана Соболева, Наталья Смирнова

Источник