Этот вопрос, несмотря на многочисленные исследования советских (и не только) педагогов, неизменно дававших положительный ответ на него, часто звучит и сейчас.
В связи с изменением отношения к детям вообще, меняются и представления о том, каким образом их нужно воспитывать.
Скажем, сто лет назад женщина, потерявшая ребенка, конечно, горевала, но недолго, так как у нее были еще дети (или женщина точно знала, что будут) и их нужно было кормить и воспитывать. А современные женщины испытывают настоящий шок, если им начать объяснять, что жизнь ребенка стоит гораздо меньше, чем жизнь взрослого. Нам внушили, что жизнь ребенка бесценна и хрупка, а на основании этого используется другой подход и в педагогике. Если жизнь ребенка бесценна, то не дай бог что с ним случится! Это значит, что швейные машины и деревообрабатывающие станки нужно из школы убрать (сдать в металлолом), иначе как бы ребенок не уколол палец или страшно представить что еще. А если вспомнить, что еще 100 лет назад дети трудились на производствах по 12 часов наравне со взрослыми? А теперь права ребенка ставятся выше (!) прав его родителя.
Сухомлинский, судя по его книгам и статьям, тоже считал, что жизнь ребенка бесценна. Только на основании этого делал совсем другие выводы: нельзя терять ни одной минуты этой жизни. И одним из самых важных воспитательных методов является труд.
«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений». Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».
Важность трудового воспитания именно в коллективе Сухомлинский подчеркивал много раз в своих работах. И верно, человек всю свою жизнь трудится в коллективе, да и коллектив (настоящий коллектив, а не просто группа людей) человеку нужен для того, чтобы максимально развить свои способности и быть максимально эффективным. Где, как не в коллективе, нужно учиться трудолюбию?
«Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого школьника».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».
«Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы». Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».
Индивидуальные и общественные интересы могут сочетаться только в коллективе. Причем в коллективе часто коллективные интересы становятся индивидуальными, ставятся выше собственных. Целью трудового воспитания Сухомлинский видел воспитание трудолюбия методом получения радости от труда.
«Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда,когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью,тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива». СухомлинскийВ.А. «Сердце отдаю детям».
Когда сегодня говорят о трудовом воспитании, то чаще всего имеют в виду труд физический, труд своими руками. Но это не совсем верный подход. Умственный труд – это не «тоже труд», а тот труд, которому как раз и должна обучать школа. А физический труд при обучении используется как вспомогательный, как стимул к познанию.
«Труд и трудовое воспитание - это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд - это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. К каким бы ухищрениям ни прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребенка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, все-таки учение занимает и будет занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдешь! И трудовое воспитание надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений - вот что должно быть трудом для школьника».
Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».
«Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».
Как и физический труд, так и умственный труд должен иметь цель, иначе обучение для ребенка становится бессмысленным запоминанием знаний.
«Умственно трудиться - это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата»
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».
Когда автору этой статьи довелось учиться в школе, воспитание труду понималось как использование труда школьников для их самообслуживания. Школьники убирались в своих кабинетах, помогали летом делать ремонт в школе. Но Сухомлинский писал, что это неправильно (за 30 лет до получения автором соответствующего опыта!).
«Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения. Как можно меньше случайного, непредусмотренного, "аварийного" труда - таково правило воспитания трудолюбия».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».
И еще есть две важных составляющих успешного воспитания ребенка трудолюбию:
1) Воспитание своим примером.
«Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение».
Сухомлинский В.А. «Нравственный идеал молодого поколения».
2) Обучение других щкольников своему умению.
«Человек лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».
В павлышской средней школе, директором которой Сухомлинский работал 22 года до конца своей жизни, было правило – все, что школьники могли сделать своими руками, они делали сами: строили парты, шили шторы и т.д. Конечно, это было вызвано еще и послевоенной тяжелой обстановкой, но все же павлышская школа отличалась от других. Изделия школьников выглядели чуть хуже фабричных, но все же были функциональными. Представьте только гордость детей, которые, заходя в школу, видят что-то, сделанное своими руками! Насколько это меняет отношение к школе. И слова – «Школа – наш общий дом» становятся уже не просто словами, а правдой.
Также очень важно, чтобы ученик в процессе трудового воспитания не просто усвоил какие-то навыки на среднем уровне, а нашел бы себе такое дело, в котором превзошел бы других учеников. И каждый стал бы в своем деле лучшим.
«Мы добиваемся, чтобы каждый ученик достиг в своем любимом деле значительных успехов. Путь к успеху идет обычно через продолжительные поиски, ученик пробует свои силы в различных делах, овладевает многими умениями, но если его успехи в чем-нибудь одном не вышли далеко за пределы того, что в его возрасте является обычным, часто встречающимся, это значит, что он до сих пор еще не нашел своей дорожки. Значительный успех - это не просто удовлетворительное, хорошее или отличное выполнение того, что доступно каждому. <…> Но для того, чтобы труд стал любимым делом, увлечением, необходим успех, превышающий самые высокие требования, посильные для всех учеников данного возраста. Вот такой успех мы и называем значительным».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».
Успешный опыт трудового воспитания был получен Сухомлинским еще в 50-60-х годах. С тех пор прошло очень много времени, но хороший опыт почему-то до сих пор не используется в массовом образовании. Конечно, для того, чтобы пользоваться советами Сухомлинского, нужно быть человеком творческим и любить детей. Сегодня – это не главные приоритеты образования. Сегодня вообще забывают о том, что человек живет в обществе, и для того, чтобы он научился в нем жить и эффективно работать, нужно заниматься коллективным строительством еще со школы. Откроем ли мы для себя хорошо забытое старое? Хочется верить, что откроем.
Анастасия Большакова. РВС.