«Мели, Емеля, твоя неделя» Цитата из м∕ф «В некотором царстве…». Реж. Иван Иванов-Вано, Михаил Ботов. 1957. СССР
Возвращение в российские школы принципа единства обучения и воспитания имеет сегодня огромное значение, 2 сентября заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в своем блоге на сайте СФ РФ, передает ИА Красная Весна.
По ее мнению, это необходимо в условиях «угрозы дегуманизации нашего общества, утраты национальной идентичности, включая язык, культуру, самосознание». Особенно, подчеркивает Матвиенко, в условиях неослабевающей информационной войны, развязанной Западом против России.
При этом «воспитательная работа не должна быть ни проповедью, ни назиданием. Ее необходимо строить как диалог педагогов и школьников. Она должна включать в себя такие элементы, как доказательность, терпимость к иному мнению, уважение достоинства учащихся», — пишет председатель СФ РФ.
Читайте также: Двадцать с лишним лет после перестройки запрос на воспитание молодежи у государства отсутствовал
«Неоспоримое преимущество отечественной системы школьного образования, включая советский период, ‑ упор на его фундаментальность, на овладение пластом знаний, которые дают ответ на вопрос не только „как?“, но и на вопросы „почему?“ и „зачем?“. На каком‑то этапе наше школьное образование ослабило внимание к этому моменту», — добавляет Матвиенко.
Отметим, что Матвиенко не говорит о том, почему единство воспитания и обучения ушло из российских школ, не говорит о том, что еще несколько лет назад министр образования критиковал фундаментальность школьного образования.
Напомним, Андрей Фурсенко, будучи министром образования и науки РФ, заявил в 2007 году: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Комментарий РВС
Заявление Матвиенко на деле можно рассматривать как чистую саморекламу, так как одноврменно с призывом к возврату в школы воспитания для него ставятся преграда в виде невозможной на практике формы воспитательной работы — без назиданий и проповедей с терпимостью к иному мнению. Тут уж надо выбирать — или мы позволяем хулигану вести себя как он хочет, "уважая его мнение", или пытаемся его воспитать.