Предложения по реформированию единого государственного экзамена (ЕГЭ) нынче поступают и обсуждаются непрерывно, что свидетельствует о многочисленных претензиях общества к системе ЕГЭ.
Одно из последних таких предложений — отмена обязательности ЕГЭ для выпускников, которые не собираются продолжать обучение в вузе. Оно было внесено 15 октября на форуме по проблемам образования блестящим педагогом С.Е.Рукшиным, поддержано Президентом, и правительство в лице О.Голодец и Д.Ливанова уже заявило о намерении довести идею до реализации. Это предложение означает фактическое признание несостоятельности ЕГЭ как системы выпускных итоговых экзаменов и по этой причине заслуживает внимательного анализа. Сразу отметим, что на его фоне очень странными смотрятся недавние инициативы по введению обязательных ЕГЭ по истории и географии.
В настоящее время обязательных единых экзаменов всего два: по русскому языку и математике, и речь в предложенной реформе идёт только о них. Все остальные ЕГЭ выпускники сдают по желанию и лишь в том случае, если они нужны для поступления в вуз.
Давайте посмотрим, во что выльется предложение С.Е.Рукшина при его реализации. Технически всё выглядит просто: школьник во время предварительной записи на ЕГЭ не подаёт заявку на сдачу экзаменов, а в обмен получает право на аттестацию по итогам текущей успеваемости. Такая вот «халява для двоечников». При этом ясно, что все «отказники от ЕГЭ» получат в итоге обычный аттестат о среднем образовании государственного образца. Любые попытки поставить в него штамп: «без права поступления в вуз» будут пресечены через суд (вплоть до суда Конституционного).
Но тогда сразу возникает вопрос: что делать с теми, кто не согласится отказаться от шанса стать студентом, будет сдавать ЕГЭ и не сдаст? Не давать им аттестат не получится в силу того же конституционного принципа равенства: по показателям успеваемости они ничем не хуже тех, кто от ЕГЭ отказался. Значит, аттестат придётся давать всем независимо от результатов ЕГЭ.
В этом суть нововведения. Она сводится к тому, что ЕГЭ по русскому языку и математике перестают быть обязательными и становятся в чистом виде вступительными экзаменами в вуз, которые сдают на добровольной основе. Надо заметить, что это предложение уже высказывалось менее года назад (для математики) и было отвергнуто. Теперь Минобрнауки стал сговорчивее. Причины понятны: «честный ЕГЭ» 2014 года показал катастрофическое снижение уровня знаний по математике и русскому (сегодня среднестатистический выпускник не дотягивает по математике до уровня начальной школы образца 80-х годов) и породил желание освободить от экзаменов тех, кто сильно портит статистику. (К слову, предложенное в нынешнем году разделение ЕГЭ по математике на два уровня — базовый и профильный - преследовало ту же цель.)
Как же от этого изменится качество аттестатов? Никак. Дело в том, что результаты ЕГЭ на оценки аттестата не влияют. Их выставляют исключительно по итогам текущей успеваемости (можно запросто иметь двойку за ЕГЭ по физике и пятёрку — в соответствующей графе аттестата). Единственное отличие заключается в том, что теперь для получения аттестата не понадобится преодоление минимальных ЕГЭ-барьеров по русскому и математике, которые вызывают своей примитивностью смех и слёзы одновременно. Школьный образовательный процесс будет полностью заканчиваться с последним звонком и выставлением итоговых годовых оценок. Точка. После этого можно выдавать аттестаты.
На первый взгляд предложение С.Е.Рукшина не несёт в себе ничего позитивного. Однако оно избавит учителей математики и русского языка от обязанности натаскивать самых тупых учеников на выполнение самых примитивных заданий. Именно эта «обязаловка» стала основным катализатором резкого обрушения национальных образовательных традиций. Массовая школа перестала учить математике и русскому. Теперь, начиная чуть ли не с первого класса, она «учит сдавать ЕГЭ», причём в самом тупом, приземлённом виде.
Но главное — в результате обсуждаемой реформы ЕГЭ утратит последние претензии на то, чтобы считаться формой государственной итоговой аттестации выпускников средней школы. Станет совершенно ясно, что школа работает без какого-либо аттестационного контроля. (Как уже было сказано, влияние ЕГЭ на получение аттестата и его оценки исчезнет вовсе.)
И здесь самое время обратить внимание на подлог, совершённый на государственном уровне. В большом числе официальных документов (начиная с «Закона об образовании») ЕГЭ многократно назван именно формой выпускной итоговой аттестации. Причины, по которым эта ложь упорно продавливалась в общественное сознание, достойны внимания.
Дело в том, что баллы ЕГЭ стали главным показателем качества работы школы и учителя. Такая вот простая министерская идея: оценивать школу по результатам лучших выпускников, причем показанным на вступительных экзаменах, где каждый школьник мотивирован на наивысший балл и достигает его, зачастую, вследствие специальной подготовки не в школе, а на совсем других площадках (репетиторы, платные курсы, интернет-технологии, самообразование и т. п.). Тем самым школе передаются результаты чужого труда, оплаченного родителями, кстати. (Ведь мы все за бесплатное образование, не правда ли?). К тому же в системе «школа — репетитор» действует простая связь: чем хуже работает школа, тем большую нагрузку берет на себя репетитор. (Сегодня уже не редкость репетиторство с первого класса.) Всё это мы уже проходили в 90-е годы: школа проседала, а уровень и результаты вступительных экзаменов не менялись. Тогда расцвет репетиторства был одним из поводов введения ЕГЭ. Сегодня об этом забыли, естественно, потому что сейчас идут те же самые процессы.
И бессмысленно обвинять в этом школу. Дело в том, что подготовка к вступительным экзаменам не есть её функция, если мы рассматриваем школу как государственный институт, формирующий базовую культуру народа, а не как некую ступеньку к поступлению в вуз. Но даже если мы сильно потребуем, чтобы она стала такой ступенькой, всё равно из этого ничего не выйдет. ЕГЭ в силу своего «единства» является вступительным экзаменом во все вузы сразу и поэтому его сложную часть составляют задания, которые предназначены для отбора лучших из лучших. По этой причине они в принципе недоступны среднему ученику и (увы!) среднему учителю. Причем безобразная система подсчета баллов (простейшие задания оцениваются так же, как самые сложные) никак не мотивирует учителя повышать свой профессиональный уровень. В итоге обычная ( не «элитная») школа дистанцируется от подготовки к ЕГЭ (до сих пор мы это наблюдали по всем предметам, кроме русского и математики, где ЕГЭ был обязательным) и, при отсутствии каких-либо форм внешнего контроля за реальным образовательным процессом, может вообще не интересоваться уровнем знаний своих учеников. (Разумеется, здесь не о бумажках речь, которые кто-то для отчётности рисует, а кто-то куда-то складывает).
Устранение выпускных экзаменов и оценивание школы по результатам ЕГЭ стали главными факторами, сформировавшими в ней среду «бюрократизированной халявы», которая разлагает школу и порождает негативный кадровый отбор.
К тому же вовсю идёт ещё один очень тревожный процесс. Случается, что слабый ученик в 10 или 11-м классе вдруг начинает проявлять интерес к какому-нибудь предмету. К физике, например. Мотив его понятен: он решил стать инженером, а для поступления в технический вуз нужна физика. Так вот, при нынешней системе такой интерес со стороны школьника учителю крайне неприятен, ибо слабый ученик может испортить статистику ЕГЭ по его предмету. В современную школу внесено глубинное, немыслимое прежде противоречие, когда желание учиться — подавляется.
Сегодня все эти проблемы можно решить одним росчерком пера, не затрагивая ничьих интересов. Надо всего лишь провести жирную черту, отделяющую школу от ЕГЭ, а ЕГЭ — от школы. 25 мая - последний звонок, итоговые оценки выставлены и можно вручать аттестаты. Через пару дней вручаем и — выпускной вечер. Школа — прощай! (Всё это можно сделать уже в нынешнем учебном году.) А затем ЕГЭ как вступительный экзамен для тех, кто желает учиться дальше (экзамены придется сдвинуть на неделю).
Отделение школы от ЕГЭ должно включать в себя обязательный отказ от использования баллов единого экзамена как показателя качества её работы. Как уже было сказано, с помощью этой оценочной фикции полностью ликвидирован выпускной контроль за качеством среднего образования. К чему это привело — знают все: добрая половина школьников не ведает, когда началась Великая Отечественная война, с трудом считает до десяти по английски, имеет смутное представление о таблице умножения и т. д.
Поэтому вторым шагом к возрождению среднего образования должно стать восстановление обязательных выпускных государственных экзаменов по всем основным дисциплинам в 9 и 11 классах ( с 2015 — 2016 уч. года). Это спокойные экзамены, без гонки за максимальным вступительным баллом, которые должны проходить преимущественно в устной форме, и которые каждая школа будет оценивать, исходя из своих образовательных традиций. Результаты этих экзаменов, естественно, должны влиять на итоговую оценку аттестата. В состав комиссий, как и положено, будут входить чиновники из вышестоящих органов образования (пора и им заинтересоваться реальным образовательным процессом, а не только формальной отчетностью). Там же следует быть и представителям родительских комитетов. Надо подчеркнуть, что выпускной экзамен — это прежде всего экзамен школе, учителю: покажите, чему вы научили. Каждого, а не отдельных избранных. Здесь и Рособрнадзор со своей армией «добровольных помощников» — борцов за «честный ЕГЭ» — вполне мог бы посодействовать. Такой режим функционирования школы будет мотивировать её избавляться не только от негодных учителей, но и от вредительских программ, методик и учебников, которыми реформаторы наводнили современное образование.
Что касается перспектив вступительных экзаменов, то это отдельная тема. Возможно, ЕГЭ сохранится как вариант для некоторых категорий вузов. Бесспорно здесь одно: вузам надо предоставить широкие права в выборе технологии приёма абитуриентов.
В стране давно назрела необходимость создания единой электронной системы зачисления в вузы, работающей в режиме «онлайн». Тяжелым анахронизмом смотрится нынешняя схема зачисления по ЕГЭ «в две волны», когда абитуриент подает заявления в пять вузов на три специальности в каждом, и потом в недоумении гадает, куда и с какого раза его таки примут.
О вузовской коррупции. Её устранение — задача для правоохранительных органов. При желании она решается просто: достаточно довести до суда два-три уголовных дела, и коррупция в вузе исчезает.
Нынче стало модно говорить о сбережении национальных ценностей и традиций — семьи, религии. Но к числу этих ценностей бесспорно относятся и наши традиции в области образования. Они напрямую связаны с менталитетом, душой народа. И именно их беззастенчиво громят 30 лет на всех уровнях и во всех направлениях. Пора остановиться.
Предлагаемые нами меры не решат сразу всех проблем. Но они позволят прервать деструктивные процессы в школе и начать реальную работу по восстановлению национальной системы образования.
Профессор А.В.Иванов.
(Петрозаводский государственный университет ).