6 сентября 2014 г. вышел документ за подписью главы Рособрнадзора С.Кравцова «О процедуре проведения ЕГЭ в 2015 году». Посмотрим внимательно на п. 4 этого текста. В нем — три абзаца. В первом и третьем говорится, что результаты ЕГЭ являются главным (и по сути — единственным) показателем качества школьного образования, а во втором абзаце заявлено, что эти результаты не должны использоваться для оценки работы учителя, школы и т. д.
Словом, качество образования оценивается в баллах ЕГЭ, но учитель и школа к этому качеству никакого отношения иметь не должны. Такая вот адекватная мысль.
Конечно, на это можно не реагировать никак: Кравцов - чиновник, что с него возьмешь. Но жизнь нас учит, что у этих чиновников в серьезных случаях принято «косить под дурака». Весной этого года мы обсуждали новую редакцию программы развития образования, принятую правительством. В этой редакции было прописано снижение заработной платы работников образования. Тогда от этого все отмахнулись («что взять с Минобра, там дурачки сидят, цифры перепутали»), а сегодня зарплата преподавателей во многих регионах понижена со ссылкой именно на этот документ.
Поэтому будем внимательны. Совсем недавно идея Кравцова получила дальнейшее развитие. Опубликован проект приказа «Об утверждении Перечня показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций». Перечень уникальный! В нем нет даже упоминания об уровне и качестве знаний, приобретенных учащимися.
Так что это не кретинизм, а система. Образование мы будем оценивать баллами ЕГЭ, а конкретную школу — «степенью удовлетворенности качеством предоставляемых услуг». Мысль понятная. Баллы ЕГЭ полностью в руках Минобраза: можно менять шкалу пересчета, уровень сложности заданий и они будут такими, какие нужно. В конце концов ЕГЭ по выбору сдают лишь те, кому он требуется для поступления в вуз. Там конкуренция, желание получить максимальный балл; в случае чего репетиторы всегда выручат (в самом деле, при чём тут школа?).
Но баллы ЕГЭ можно впаривать обществу как результаты работы именно школы, при этом полностью отделяя её от реального образования.
Из сказанного следует простой вывод. Для сохранения национального образования будет очень полезно законодательно запретить использование результатов ЕГЭ для оценки качества обучения.
Сегодня есть шанс сделать это.
Школа формирует базовую культуру народа. Историю, физику, биологию (и так далее) должны в общих чертах знать все, а не только те, кто собирается сдавать ЕГЭ, поступая на соответствующие вузовские специальности.
Дарья Иванова, РВС.