Урок в школе. Цитата из к/ф «Доживём до понедельника». Реж. Станислав Ростоцкий. 1967. Россия
Нынешнее отношение к педагогам стало следствием низведения школы до сферы услуг, считает учитель физики, методист с 29-летним стажем Денис Порохов. 23 февраля он побеседовал с корреспондентом ИА Красная Весна.
Мы попросили Дениса Порохова прокомментировать ситуацию с избиением родительницей воспитателя группы продленного дня в петербургской гимназии № 540.
Корр. ИА КВ: На днях в Пскове был случай, когда старшеклассник ударил учительницу. В Петербурге родительница избила воспитателя, что у той сотрясение мозга. Как такое вообще стало возможно?
Д. П.: «Школа — это государственный социальный институт, он решает задачу трансляции базовых культурных ценностей молодому поколению. В этой связи именно государство должно отстаивать свои интересы и защищать педагогов. Но перекос произошел в 90-е, когда кому-то пришло в голову низвергнуть школу в сферу услуг. Оттого и отношение в обществе стало складываться как к „прачечной“, обслуживающей частные интересы».
Корр. ИА КВ: Но на словах власти вроде поддерживают учителей.
Д. П.: «Позиция министерства и ведомств вплоть до районных — трусливая, и по принципу „лишь бы меньше шума“. Отсюда по любому инциденту, правильно — не правильно, сразу увольнения, учителей, директоров. А все разбирательства — потом».
Корр. ИА КВ: А что все же делать, если учителя или родители сталкиваются с несправедливостью, тем более — агрессией.
Д. П.: «Мне кажется, что стоило бы вернуть ранее действующую систему: при возникновении конфликтов — двигаться от низшей инстанции к высшей, от классного руководителя, через завуча/директора и далее, если не вопрос не разрешается. А не бегать через голову сразу „наверх“».
Корр. ИА КВ: А профсоюзы? Они сейчас работают, могут защитить учителей?
Д. П.: «Даже если они где-то и существуют, то никакого толка от них не видно. По крайней мере, нигде о них не говорится, ни в одних СМИ».
Корр. ИА КВ: Ну и тогда о СМИ. Мы как-то можем помочь?
Д. П.: «Мне кажется, что многие СМИ сами разжигают противостояние общества и школы. Путем представления, зачастую неверной или искаженной информацией, не задумываясь о том, что во всех этих случаях затрагивается «честь мундира» учителя.
Путин недавно говорил, что нужно вернуть уважение к школе, к учителю. Только, он не сказал как. Мне кажется, нам лет на 5 министром образования надо поставить кого-то вроде Шойгу, чтобы навести порядок.
Ну и важен общественный диалог. Нужны площадки для постоянного открытого общения учителей, родителей, СМИ, властей и т. д. Только без нападок и криков, а именно конструктивно».
Корр. ИА КВ: Что-то хотите сказать родителям?
Д. П.: «Что еще сказать… На самом деле, сегодня самое незащищенное звено — учитель, а не ребенок. И родителям надо проявлять сознательность, понимать, что нынешняя школа — не такая, в которой учились они».