Федор Бруни. Медный змий. 1841
Пандемия коронавируса в странах Западных Балкан постепенно сбавляет обороты. Одна за одной страны этого региона постепенно снимают ограничения, введенные во время пандемии. Дошло дело и до открытия границ и возобновления обслуживания туристов, одной из основных отраслей, приносящих доходы балканским государствам.
Решение об открытии границ для туристов из европейских стран приняли и в Черногории, правда, при этом выдвинули условие, что в тех государствах, гражданам которых они разрешили пересекать свою границу, должно быть количество зараженных не более 25 человек на 100 тысяч населения. В эту категорию не попали два ближайших соседа Черногории — Сербия и Босния и Герцеговина (БиГ).
Казалось бы, какой пустяк, ну сегодня в Сербии и БиГ это условие не выполняется, а завтра или через неделю число зараженных снизится и можно будет ездить в Черногорию отдыхать на их пляжах. Но не тут-то было, факт запрета на въезд в Черногорию гражданам Сербии и БиГ вызвал достаточно бурную реакцию в этих государствах. В сторону Черногории посыпались обвинения в дискриминации сербов (в БиГ одним из полуавтономных образований является Республика Сербская).
Так, сербский член президиума БиГ Милорад Додик 25 мая прокомментировал это решение Черногории. «Нельзя избежать впечатления, что за таким решением, вероятно, стоит попытка решить некоторые политические вопросы в самой Черногории», — заметил он.
Далее Додик пояснил, что, по его мнению, за решением не открывать границы для сербов, в Черногории стоит негативное отношение к ним и попытка облегчить решение своих проблем, прежде всего связанных с Сербской православной церковью (СПЦ).
За день до этого, то есть 24 мая Милорад Додик в интервью «Политике» заявил, что всё, что было сделано после образования Черногории, было против сербов. Далее он обвинил премьер-министра Черногории Мило Джукановича в организации преследования СПЦ и применении репрессий как против СПЦ, так и против сербов проживающих в Черногории.
Не остались в стороне в процессе обвинения Черногории в дискриминации сербов и собственно сербские политики. Так, премьер-министр Сербии Ана Брнабич 26 мая заявила, что Сербия в ответ на закрытие границ Черногорией для ее граждан свои границы для граждан Черногории закрывать не будет. Но при этом тут же добавила, что считает решение Черногории не пускать к себе сербов является политическим и направлено на ущемление прав граждан Сербии.
Далее дело дошло до того, что Черногория и Сербия закрыли авиасообщение между своими странами, правда Сербия заявила, что в этом запрете с их стороны нет никакой политики. Сначала Черногория запретила сербской авиакомпании посадки в своих аэропортах, а затем сербская авиакомпания запретила черногорской авиакомпании то же самое, какая уж тут политика, только бизнес.
Так в чем собственно дело, ведь не отсутствие же возможности съездить на черногорский пляж вызвало столь бурную реакцию у сербов? Как мне кажется, причина нынешнего скандала лежит в развале Югославии в 90-х годах прошлого века, когда Сербию сделали главным «козлом отпущения» региона. Сербский народ оказался разделенным и теперь проживающим в нескольких государствах. И если в Боснии и Герцеговине сербам удалось создать свое полуавтономное образование Республику Сербскую и как-то отстаивать свои права, то в Черногории, где сербы составляют вторую по численности после черногорцев часть населения, права сербов ущемляются регулярно. О чем говорит и статистика: так, если в 2003 году по данным переписи численность сербов в Черногории составляла почти 32%, то уже в 2011 году сербов в Черногории стало 28,73%.
Последним и наиболее ярким примером такого ущемления можно назвать принятие в самом конце прошлого 2019 года закона о свободе вероисповедания, направленного на ущемление прав Сербской православной церкви.
Ситуация между Сербией и Черногорией чем-то напоминает ситуацию между Россией и Украиной, а давление на СПЦ в Черногории происходит фактически по тому же сценарию, как и давление на РПЦ на Украине.
В Черногории как и на Украине власть пытается создать собственную православную церковь и через нее влиять на православное население, основу которого как раз и составляют сербы. СПЦ и сербы, естественно, сопротивляются. Власть давит сильнее, за черногорских сербов вступаются политики Сербии и Республики Сербской. Отсюда, как мне кажется, и болезненная реакция на запрет въезда гражданам Сербии и БиГ на территорию Черногории.
И прав, как мне кажется, Милорад Додик, обвинивший премьер-министра Черногории Мило Джукановича в попытке создания черногорской нации за счет сербского населения страны. Слова Додика о желании Джукановича изменить сербскую национальную идентичность многое объясняют.
«Какая демократия, когда половина Черногории находится на улицах, противодействует репрессиям режима, который безжалостно напал на сербскую национальную идентичность и, прежде всего, Сербскую православную церковь как основную форму этой идентичности», — сказал Милорад Додик.
А разве это не так? Принятие закона о свободе вероисповедания вызвало в Черногории многотысячные протесты, которые, надо сказать, проходили очень цивилизованно под руководством СПЦ, но власть эти протесты игнорировала и закон о свободе вероисповедания, принятый, кстати, в весьма скандальной ситуации, не отменила.
Затем, очень удачно случилась пандемия коронавируса, и протесты, заботясь о здоровье граждан, запретили. Зато несколько раз задерживали православных священников за нарушения ограничительных мер, что тоже популярности власти среди православных не добавило.
Складывается впечатление, что нынешняя черногорская власть пошла в разнос по принципу «пан или пропал», — либо они сломают сербов в стране, либо Мило Джукановичу придется уйти в отставку.
Будем следить за событиями и посмотрим к чему приведет очередной скандал между сербскими и черногорскими политиками.