Добрый день, действительно хотелось бы, чтобы у нас был именно разговор, разговор неформальный, по возможности глубокий, поскольку тема очень важная, мы ее воспринимаем как, может быть, краеугольную. Мы — это родительское сообщество. Иногда людей, так сказать, власть предержащих: чиновников, людей, отвечающих за порядок в регионе, несколько напрягает это слово — сопротивление. «Чему же вы сопротивляетесь, нам революции не нужны».
Мы, как родители, сопротивляемся тем негативным тенденциям, которые существуют, которые иногда очень бездумно не замечают и которые бьют по нашим семьям. Мы организация защиты семьи. Мы часто сталкиваемся с тем, что в последнее время именно семья оказывается под ударом, причем происходит это под лозунгом защиты прав детей. Дети выделяются как некие, существующие отдельно от семьи, родителей, организмы. И ими занимаются каким-то противоестественным для любого нормального взрослого человека, имеющего семью, способом.
Нас убеждают, что родители представляют опасность для детей, поэтому надо разделить внутрисемейное единство и заниматься отдельно детьми. Начав с защиты семей, с защиты семей конкретных, у которых вырвали детей из дома, по причинам чаще всего надуманным, мы стремимся детей возвратить в семьи и возвращаем. Начав с этой конкретной деятельности, мы поняли, что проблемы гораздо глубже, что если не заниматься этими проблемами системно, то можно бесконечно бороться с зубьями дракона и при этом не уйдет порождающее явление.
И понятие «толерантность», внедряемое в наше общество и почти уже победившее на территории западного человечества (а мы здесь, можно сказать, последний оплот традиционной культуры), вот это понятие толерантности очень сильно заряжает на войну с традицией тех, кто хочет традицию сломать.
Но у нас это было как-то не разобрано, не проанализировано и не вошло в сознание людей, отвечающих за устройство нашей жизни. Взятые напрокат слово, понятие, система деятельности в рамках внедрения западной модели стали ставить под вопрос как раз устойчивость общества.
Нам говорят, эта самая толерантность, которая есть терпимость к другим, неконфликтность, понимание другого, обеспечит спокойное, неконфликтное, даже не развитие, а существование — сосуществование людей, которые могут быть разными и, тем не менее, должны как-то жить вместе.
Вот такой лозунг был вывешен, и, не очень раздумывая, его приняли. Сейчас по стране активно идет насаждение центров толерантности, в основном через библиотеки, проводятся дни толерантности, проводятся уроки толерантности. Всего этого стало очень много, нам об этом еще расскажут сегодня более подробно о разных аспектах борьбы за нашу с вами толерантность.
А я хочу только сказать, что мы должны понимать, что такое эти, взятые напрокат, словечки, которые являются обозначением новой идеологии, что вот это очень серьезно на самом деле. Мы должны в этом разобраться, наконец. И мы уверены, что, поскольку все мы здесь воспитаны были в одной русской культуре, читали одни и те же книги, великую русскую литературу, да и не только русскую, западную, у нас в сознании есть те основания, которые нас всех на самом деле объединяют.
И при всей разности сегодняшней жизни, скажем, с жизнью в Советском Союзе, с определенными серьезными изменениями, которые произошли, мы не потеряли того культурного стержня, который держит наше общество. И пока мы его не потеряем, мы будем существовать как общество, и у нас будет государство. Но как только будет сломан этот стержень, у нас распадется государство, а общество пожрет само себя, вот этого нельзя допустить.
Поэтому игра с запретами, которые всегда были в нашей русской, православной, по своей сути, культуре, вот это снятие запретов оно — недопустимо. И не надо ссылаться на то, что мы живем в другом, более современном мире. Есть затабуированые вещи, они затабуированы были тысячелетия назад. Вот так взять и выкинуть их на помойку — это значит распроститься с понятием «человек», потому что человек определяется системой запретов. Есть такое определение культуры: культура — это система запретов. И как только мы откажемся от внутренних запретов, мы перестанем быть людьми, и мы перестанем быть человеческим обществом, и уж тем более мы перестанем быть тем русским обществом, людьми русской культуры, которой мы на самом деле все дорожим.
Сейчас много говорят о поддержании традиционных ценностей, и это замечательно, что об этом стали говорить. Но надо помнить, что нельзя скрестить ежа с ужом. И нельзя с одной стороны ратовать за толерантность, а с другой стороны считать, что мы сохраняем традиционные ценности, это совсем разные вещи.