Требование отправить в архив дело о действиях правительственного чиновника, разрешившего многотысячную демонстрацию 8 марта в Мадриде перед вспышкой эпидемии коронавируса, отклонила судья мадридского следственного суда № 51, 9 июня сообщает EFE.
Требование было выдвинуто со стороны государственной адвокатуры и генпрокуратуры. Судья выступила в защиту своего расследования, подвергнутого жесткой критике со стороны этих ведомств. Суд отказался отправить дело в архив или переквалифицировать дело против Франко в «общий процесс», поскольку «объект этого уголовного процесса является уникальным и расследует исключительно юридические решения, принятые между 5 и 14 марта Хосе Мануэлем Франко».
Среди причин, названных в пользу закрытия дела «8 марта», госадвокатура назвала запрет на расследования во время действия режима ЧС, а также отсутствие медицинских компетенций у делегата правительства Испании в Мадриде Хосе Мануэля Франко, чтобы использовать санитарно-гигиенические основания для запрета демонстрации.
Судья поясняет, что режим ЧС не помешал обычным судебным процедурам расследования, так что «утверждение о том, что всё является недействительным, поскольку деятельность уголовных судов была прекращена» неверно. Судья указала, что суд, хотя и с определенными ограничениями, продолжил рассмотрение всех своих дел.
Что касается Франко, то судья исключает его некомпетентность, потому что у него был доступ ко всей документации. Судья поясняет, что ей не нужно дополнительно аргументировать его вызов в суд в качестве расследуемого лица, поскольку ему вменяются конкретные факты. Таким образом, чиновник обязан придти на дачу показаний 10 июня.
Судья подытоживает заключение судебно-медицинской экспертизы, которую отвергает адвокатура. В экспертизе делается вывод о том, что эту демонстрацию следовало отменить, поскольку министр здравоохранения Испании Сальвадор Илья, глава Центра предупреждения и координации чрезвычайных ситуаций при минздраве Испании (CCAES) Фернандо Симон и региональные советники правительственной делегации в Мадриде знали о серьезности эпидемической ситуации, но преуменьшили её.
Судья утверждает, что экспертные отчеты позволяют «с медицинской точки зрения анализировать уровень знаний в рассматриваемый период (между 5 и 14 марта), а именно: поддержание социальной дистанции позволяет избежать риска заражений и определяет, с каких пор (правительство) обладало этим знанием». Эти обстоятельства, по ее мнению, являются ключевым для оценки того, было ли принятие решения в данном случае заведомо несправедливым.
В кратком изложении подчеркивается нежелание CCAES предоставить суду документацию, неоднократно запрашиваемую следователями, оправдывая это приостановкой деятельности из-за пандемии.
Напомним, 8 марта правительство Испании не запретило проведения массовых демонстраций сторонников феминизма в Мадриде и ряде крупных городов Испании. А 14 марта в стране был объявлен режим чрезвычайной ситуации и карантин. При этом Мадрид, в котором 8 марта прошла 120-тысячная демонстрация, стал самым крупным очагом распространения инфекции.
Комментарий РВС
Феминистические (на деле анархистские) структуры, имеющие очень значительное влияние в Испании, несомненно продавили проведение массовых мероприятий 8 марта даже в условиях надвигающейся опасности коронавируса. После того, как дело обернулось тяжелыми последствиями, кто-то должен понести ответственность. Но гораздо важнее ответственности конкретного чиновника само наличие разбирательства, в котором потенциально может быть выяснено кто не хочет считаться с законом и пренебрегает возможными жертвами.