«Прозрачные стены» Георгия Блейка

Нагрудным знаком № 1 " За службу в разведке" 14 июля 1990 года был награжден Георгий Блейк, он же - Жорж Бехар, он же — Джордж Блейк, он же - Георгий Иванович Бехтер
Информация, которую этот разведчик поставлял в Москву, бесценна. Достаточно сказать, что он передал имена всех агентов британской разведки в странах Восточной Европы (42 человека).

Плюс к этому он сообщил советской разведке о существовании берлинского туннеля для подслушивания ЦРУ телефонных разговоров между лидерами Восточного блока, переправил в СССР документы с данными о численности и структуре вооруженных сил западных стран, составил для КГБ подробные досье на всех руководящих лиц МИ-6. Благодаря этим сведениям советская разведка в течение многих лет успешно боролась с деятельностью британской СИС.

На официальном сайте Российской Службы внешней разведки (СВР) сообщается: "Жордж Бехар родился в 1922 году в Роттердаме. Его мать — голландка, отец — еврей-сефард из Каира Альберт Бехар, приобретший британское подданство. Жорж поменял имя и фамилию на Джорджа Блейка в 1943 году, когда ушел добровольцем из голландского Сопротивления служить на английский флот". Там он дослужился до офицера морской разведки. А потом, став офицером СИС, получил задание собирать сведения о Советской армии. Тогда Блейк решил изучить русский язык. Этому его обучала в Гамбурге русская эмигрантка. Потом он продолжил обучение на славянском факультете в Даунинг-колледже при Кембриджском университете. Возглавляла факультет доктор Элизабет Хилл, мать которой была русская, а отец из древнего рода английских купцов Санкт-Петербурга. Убежденная православная христианка, она сумела привить любовь ко всему русскому нескольким поколениям славистов в Англии, в том числе и будущему советскому разведчику. Позже он писал в автобиографии, опубликованной под заголовком «Прозрачные стены»: «Я не любил имя Жордж, домашние и друзья меня так никогда не звали. У меня было прозвище Пок, которым меня называли с раннего детства. Между прочим, русская версия имени — Георгий (так меня зовут последние 38 лет) — звучит для моего уха более приятно».

Любовь ко всему русскому стала первым шагом Блейка в сторону советской разведки. Потом большую роль сыграл плен в Северной Корее. Дело было так.

В октябре 1948 года Блейка по линии английской разведки направили в Южную Корею. В этой горячей точке он работал под дипломатическим прикрытием. По его воспоминаниям, непосредственная близость военных действий и жестокость обращения с мирным населением заставили его усомниться в правильности своих «капиталистических» убеждений. После разделения Кореи Блейк оказался в плену в Северной Корее. Три года, проведённых там, превратили его в убеждённого коммуниста. Весной 1951 года через корейского офицера он передал записку в советское посольство с просьбой организовать встречу с представителем разведки. На состоявшихся встречах Блейк предложил свое сотрудничество советской разведке и сообщил ценные сведения об английских спецслужбах.
После подписания перемирия в Корее в 1953 году он возвратился в Лондон и продолжил работу в штаб-квартире СИС. Был назначен на ответственный пост заместителя начальника отдела технических операций, который занимался секретным прослушиванием за границей. От Блейка поступали разведывательные обзоры военного министерства Англии и данные о степени осведомленности англичан и американцев в военных секретах СССР. В декабре 1953 года на секретном совещании СИС и ЦРУ в Лондоне было принято решение о прокладке туннеля к линиям связи советских войск в ГДР. Блейк проинформировал советскую разведку о готовящихся операциях «Золото» и «Серебро» и Центром было принято решение использовать этот туннель для дезинформации противника. На основе сведений Блейка внешняя разведка провела в 1956 году операцию по «случайному» вскрытию туннеля в Берлине, имевшую большой политический эффект. Аналогичное мероприятие было проведено в Австрии.
За четыре года работы в берлинской резидентуре СИС, утверждается в книге «КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева», советский разведчик Блейк раскрыл многих британских шпионов, в том числе генерал-лейтенанта Роберта Бялека из службы госбезопасности Штази (ГДР) и подполковника ГРУ Петра Попова, который в 1953 году стал первым крупным агентом ЦРУ в советской разведке. Оба были казнены.
Работая на СССР, Блейк поддерживал отношения с Хорстом Эйтнером, который оказался двойным агентом и после своего ареста выдал Блейка. Поначалу руководство СИС не поверило Эйтнеру. И только показания польского перебежчика Михала Голенивского (резидента польской военной разведки в Восточном Берлине), который был одновременно агентом ЦРУ, открыли англичанам глаза. Блейка арестовали. СИС подвергла его допросам, но разведчик ничего не сказал о том, на кого работал. Вскоре дело было передано в закрытый суд, который приговорил Блейка к 42 годам тюремного заключения.
Отсидев пять лет Блейк сумел сам организовать свой побег из тюрьмы. Как сообщается в издании «Всемирная история шпионажа», в этом ему помог ирландский террорист Шон Альфонс Берк, с которым Блейк подружился в тюрьме.После своего освобождения Берк устраил Блейку побег и прятал его у себя дома. Квартира, которую снимал Берк, находилась совсем недалеко от тюрьмы, и, хотя Блейка разыскивали опытные специалисты, никому не пришло в голову, что он скрывается так близко от места прежнего заключения. Блейк даже похулиганил, возложив как-то ночью к порогу тюрьмы букет хризантем в память о своем освобождении.
7 января 1967 года Блейк вылетел в Гамбург, а оттуда агенты КГБ переправили его в Москву.

Перебравшись в СССР, Блейк стал официально работать научным сотрудником в ИМЭМО под именем Георгия Ивановича Бехтера. По данным биографов Блейка, руководство СССР отметило его заслуги тем, что предоставило квартиру в центре Москвы, дачу в Подмосковье и присвоило звание полковника внешней разведки. Джордж Блейк был награжден орденами Ленина и Красного знамени.
В 1990 году Джордж Блейк опубликовал воспоминания «Иного выбора нет», в 2005 году - автобиографию «Прозрачные стены». Сегодня он живёт в Москве на пенсию сотрудника КГБ и остаётся убеждённым коммунистом. Блейк отвергает обвинения в предательстве Англии и настаивает на том, что никогда и не чувствовал себя британцем: «Чтобы совершить предательство, нужно сначала чувствовать свою принадлежность. Я никогда не чувствовал своей принадлежности». Распад СССР не означает, по мнению Блейка, что коммунистическая идея плоха или утопична - просто, люди не доросли до нее. «Понадобится много-много поколений, может, тысячи лет, пока, наконец, люди смогут построить коммунистическое общество. Отдать свою жизнь служению благородной цели, участию в «благородном эксперименте», пусть даже он оказался неудачным, - это правильно».

Сергей Турченко
14 июля 2020 г

Источник