В Казани произошло событие, которое даёт нам повод поговорить о рекламном бизнесе и нравственности. Точнее, о том, насколько они сопрягаются в головах производителей рекламы и как - у её потребителей. И сопрягаются ли вообще. Дело в том, что в октябре прошлого года в центре города оператор связи МТС разместил на пилларсах( треугольные тумбы с подсветкой) рекламную картинку с изображением бородатого мужчины в розовой юбочке, с ангельскими крылышками, нимбом и волшебной палочкой в руке. Данное существо предлагало вам "Волшебные цены, домашний интернет и цифровое ТВ за 400р. в месяц".
Само собой, что после явления миру мисс Вурдст, агрессивного насаждения толерантности, небывалой активности сексуальных меньшинств и прочей западной ювенальной мерзости, жителям подобные фантазии рекламщиков не понравились. Они написали коллективную жалобу, где говорилось о том, что изображение мужчины непристойно, а реклама - неэтична, поскольку развращает психику детей. Ведь один из щитов установлен у McDonald"s, куда ходит много семей с детьми. Всего подписало 127 человек. Инициатором выступила Наталья Боровик, верующая женщина, которая собрала 77 подписей в православных храмах Казани, а оставшиеся - непосредственно около рекламного щита. Отрицательное отношение к ней высказывали и стар, и млад, и русские, и татары. "Такого в нашем Татарстане не должно быть" - это слова молодёжи, поддержавшей инициативу Натальи. "Подписей можно было собрать намного больше, просто такая цель не ставилась"- сказала она. Жалоба была передана в УФАС и принята к рассмотрению.
Первое заседание по делу было в середине января этого года. Что ответила на обвинения представитель МТС И. Киртанова? Она сказала, что изображённый мужчина одет, имеет окладистую бороду и правильное телосложение. Что наличие розовой юбки не есть пропаганда гомосексуальных отношений и вообще, никакого посягательства на общественную нравственность нет, как нет и скрытого подтекста. Всё сделано "исключительно с юмористической целью". Ведь сколько в фильмах переодеваний мужчин в женщин - и ничего! И вообще, надо не впадать в крайности и с юмором к такому относиться, с юмором… Разумеется, разницу между динамикой киносюжета, где всё в конечном счёте встаёт на свои места и статичным провокационным изображением И. Киртанова в упор не видит.
Представителю МТС вторит и директор ООО "Реклама-Центр" Ф. Харисов. По его мнению, жалобы пишут те, у кого нет чувства юмора и кому заняться нечем. Да и есть ведь в телевизоре Кончита! Что ж возмущаться-то?
Действительно, подобная позиция понятна. Чем скандальнее образ- тем больше он обращает на себя внимание и врезается в память, особенно в детскую, как наиболее пластичную и восприимчивую. На то она и реклама! Вот только вопрос о границах дозволенного- это всегда вопрос нравственности. За какой процент прибыли компания готова изящно поглумиться над традиционными ценностями? Так сказать, подпустить яду под видом юморка? Особенно сейчас, когда так яростно общество сражается за право жить согласно нравственным традициям своей страны, отбиваясь от ювенального чудища? И с каких таких пор пресловутая Кончита стала для нас образцом и возможностью оправдать любую похабщину? Ведь это не первый случай с попыткой быть "в духе времени".
Совсем в другом городе было вот такое
Есть черта, за которую нельзя переступать, не раздражая живую ткань культурных и социальных норм, сложившихся в нашем обществе. Люди это прекрасно чувствуют, поэтому и инициируют большинство подобных дел. Это внушает оптимизм. Значит, мы живы и готовы себя защищать. И пусть никого не смущают неизбежные обвинения в ханжестве. Есть вещи, господа хорошие, над которыми нельзя подобным образом шутить и которые нельзя высмеивать, даже во имя увеличения дохода. Это наша идентичность - традиционная мораль и духовные ценности. Нельзя, и точка.Смиритесь.
P.S. Дело отложено для дополнительного изучения, один из щитов был демонтирован из-за окончания сроков размещения.
Вера Диковицкая, РВС.