Фото пресс-службы Минпросвещения России
Статья Павла Расинского о происходящем внедрении цифровой образовательной среды вновь заставила меня задуматься, до какой же степени будет делаться упор на цифровизацию в жизни каждого жителя мира.
Я все еще нередко слышу от различных людей о всеспасительности технологий, об их бурном развитии, так же, как и слышу упование на чуть ли не мессианскую роль этих самых цифровых технологий. Всегда еще так ненавязчиво говорится, что, дескать, технологии дадут массу возможностей для людей в любом уголке земного шара. Это, с одной стороны, безусловно, так, а с другой — уж совсем не так.
Подобные люди зачастую забывают, что технологии — это в первую очередь средство, а не вещь самодостаточная. И многое зависит от того, как эти технологии использовать. Допустим, на примере тех же школ: если же использовать некие наглядные пособия для демонстрации на экране — в этом ничего плохого нет, а вот когда при помощи цифровых презентаций и видеоуроков заменяется учитель — это уже серьезная проблема. Ведь совершенно очевидно, что ни один учебник, самоучитель или видеоурок не заменят полноценный образовательный процесс с учителем.
И само собой, на фоне ковидной истерии возникает ощущение, что курс на цифровизацию так или иначе будет приводить к отказу от полноценного очного обучения с переходом на дистанционное. А что? Это же сколько денег можно сэкономить на педагогах, помещениях, ремонтах и так далее! Есть один учитель, который будет вещать в режиме онлайн на многотысячную аудиторию, а с остальным пусть уже родители учащихся разбираются. Ну или пусть обучающие ролики посмотрят.
К слову о роликах. Сейчас, в принципе, доступны миллионы образовательных и познавательных роликов в сети интернет, которыми так или иначе пользуются и взрослые люди. И даже среди моих знакомых есть люди, которые активно таким образом занимаются самообразованием. Можно ли сказать, что от просмотра роликов у людей выработались необходимые навыки и образовался целый пласт знаний в определенной сфере? Увы, зачастую, такого не наблюдается. Ведь доступность пособия на расстоянии одного клика явным образом повышает соблазн не брать эти знания в голову всерьез и надолго. А зачем? Ведь всегда можно открыть поисковик и найти что-либо на заданную тему.
Но вернемся к дистанционному образованию. Оно, опять же, лишит детей необходимой социализации, ведь ученики будут прикованы к экранам у себя дома, у них не будет даже простейшего неформального общения на переменах. Впрочем, опять же, судя по ковидной истерии, дистанционное образование можно рассматривать как пролог к дистанционной работе. Ведь уже есть опыт, когда месяц, а то и более, наши сограждане работали в удаленном режиме.
Не скрою, часть сограждан этому даже обрадовалась, и можно понять, почему. Отсутствуют затраты на обеды, не тратится время на дорогу домой, а кому-то, может быть, и просто стало хорошо от того, что не нужно соблюдать некий дресс-код и постоянно улыбаться. Учитывая, что в современном мире трудовые коллективы зачастую напоминают клубок змей, и интриганство в этих коллективах — не редкость, то в каком-то смысле часть людей и почувствовала себя освобожденной от ненужных контактов с коллегами. Да и при тренде на глобализацию крупные корпорации и так уже начинают стремительно «федерализовываться» — сотрудники одного отдела могут находиться в разных точках нашей необъятной страны и как-то вместе работать. В таком случае и не важно, сидит ли сотрудник в офисе или дома — все равно с коллегами не пересекается вообще.
С другой стороны, уход почти любого человеческого общения в виртуальный мир для самих людей несет огромные издержки под маской удобства и комфорта. Даже в самых банальных вещах оно наложит свой отпечаток. Люди перестанут быть, по большому счету, людьми. Они друг для друга станут лишь учетной записью в информационной сети. И если при живом и тесном общении разорвать человеческие связи непросто, как и непросто их нарастить, то при виртуальном… Ну удалил человека из списка контактов, и вот он и пропал, может, даже и навсегда. Это не может не повлиять просто-напросто на саму психологию общения.
Поэтому совершенно непонятно, почему некоторые считают технологии, в частности, цифровые, некоей панацеей, которая человечество спасет. Может быть, это осталось с советских времен, от некоей веры в научно-технический прогресс, который освободит людей от лишнего трудового и бытового морока и предоставит им творческие возможности. Но сам тренд же очевиднейшим образом с этим никак не согласуется! Тренд идет, наоборот, — к привязыванию людей к виртуальной сети и исключению их из активной общественной и культурной жизни. Без которой тот самый творческий процесс невозможен в принципе.
Собственно, это и подводит к вопросу о технологиях как средстве. Безусловно, если основная цель человечества — восходить и при помощи технологий освобождаться от рутины и порабощения, то технологии служат во благо. Но точно так же технологии можно использовать и для порабощения, тотального контроля, усиления деградации среди людей. И мы видим, как цифровизацию используют в том числе и для этих целей.
Поэтому вопрос о цифровизации и технологиях нельзя рассматривать отдельно от вопроса о том, куда же движется человечество и какие силы его туда двигают. Хотя именно этот вопрос всегда остается за кадром, в тени. Но так или иначе желающие сдвинуть человечество в сторону порабощения иногда в своих хвалебных одах цифровизации всё же проговариваются. Вот такие случаи и надо внимательно рассматривать и фиксировать.
Иначе, действительно, под маской комфорта, удобства и прогресса человечеству впарят цифровой концлагерь.