Проблему уникальности произведения в искусстве подняла министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова 15 августа в интервью порталу «События».
Аюпова оценила состояние культуры после пандемии и внедрения онлайн-формата в жизнь общества. По ее мнению, развитие технологий нельзя игнорировать, но одновременно с этим невозможно всю культуру заключить в пространство Сети.
Также министр указала на проблему уникальности в сфере искусства. На фоне тенденции цифровизации культуры, ценность подлинников сильно падает. По мнению эксперта, тиражирование предметов искусства превращает их в сувениры.
«Меня ужасно оскорбляет, когда в библиотеках говорят, что книги нужно оцифровать и выкинуть. Будет ли иметь рукописный Коран ту же ценность в оцифрованном виде? Ведь это будет всего лишь копия. Любое произведение искусства уникально и не имеет клона, а сувенир может быть растиражирован. Нельзя допускать, чтобы мы становились обществом сувенирных людей», — прокомментировала Аюпова.
Напомним, в период пандемии большинство культурных учреждений перенесли свою работу в онлайн-формат. Артисты и актеры записывали видео своих выступлений, устраивали различные челленджи и флешмобы.
Сейчас театры и музеи постепенно возвращаются к обычному режиму работы с посетителями. Однако многие эксперты высказывают мнение о том, что эксперимент «дистанционки» нанес большой урон культуре и искусству.
Комментарий редакции
Вопрос уникальности в искусстве был поднят еще в 70-х годах прошлого столетия. Английский писатель и критик Джон Бёрджер представил культурологический проект «Искусство видеть», который посвятил критическому рассмотрению искусства и его взаимоотношения со зрителем. В частности, он коснулся проблемы восприятия того или иного произведения искусства в условиях его постоянной репродукции.
Развитие медиакоммуникаций дало возможность искусству «проникнуть» в каждый дом через экраны телевизоров, динамики радио, страницы газет и журналов. Теперь каждый человек мог прикоснуться к элитарному искусству, которое раньше было не так легкодоступно. Однако такая репродукция произведений искусства медиа породила кризис идентичности.
Если раньше существовал подлинник, который хранился в определенном месте и к которому зритель должен был идти сам, то теперь бесконечные копии оригинала шли к зрителю. Произошла метаморфоза искусства из сакрального в информацию, которую начали потреблять.