Марш "Женская забастовка во имя равенства", прошедший в 26 августа 1970 году в Нью-Йорке был поворотным моментом в истории женских движений, о котором вспомнила, 50 лет спустя, газета New York Times, выпустив статью с воспоминаниями об этом событии.
Сам этот марш состоялся спустя 50 лет после того, как движению суфражисток удалось отвоевать право женщин на участие в выборах наравне с мужчинами. Однако феминистки и в 1970 году чувствовали себя в США ущемленными и продолжали борьбу.
"Хромающие восьмидесятилетние, безрассудные подростки, женщины - чёрные пантеры, телефонные операторы, официантки, вестчестерские матроны, манекенщицы, пуэрториканские работницы, медсестры в халатах, юные мамы с детьми на плечах", - описывал демонстрацию корреспондент New York Times в 1970 году, отмечая наличие нескольких мужчин в рядах демонстрантов. Протестующие несли плакаты и скандировали лозунги.
Демонстрация была разрешена, участники акции нарушили только один запрет: занимать только одну сторону улицы, чтобы оставить место для проезда машин.
Одним из участников акции была Бетти Фридан, соосновательница Национальной женской организации (NOW, аббревиатура совпадает с английским словом "сейчас"), автор книги "Женская мистика". Несмотря на то, что её книга была нацелена на аудиторию белых домохозяей, сама Фридан прилагала усилия для создания коалиции с темнокожими женщинами и представительницами рабочего класса. NOW она создавала с юристом и активисткой Поли Мюррей, первой чернокожей студенткой, добившейся степени доктора юриспруденции в Йельской школе права. Первым исполнительным вице-президентом организации стала Эйлин Хернандес, позже она возглавила NOW.
"Фридан, которой тогда было 49, была также открыта для радикальных феминисток, как они себя называли - молодых женщин, многие из которых были белыми, которые верили, что общество нуждается к кардинальных переменах. Измениться должно всё, от федеральной политики до индивидуальных привычек: никаких лифчиков, никаких естественных родов, никакого секса с мужчинами", - пишет New York Times.
Фридан не интересовали "традиционные" женские организации, она строила отношения с радикальными феминистскими: "Феминистки Нью-Йорка", "Красные чулки". Эти организации затем влились во вторую волну феминизма, объединившись с чернокожими феминистками, иммигрантами, социалистами и добропорядочными белыми домохозяйками, повествует издание.
В статье отмечается, что акция в Нью-Йорке была не единственной, прошедшей в тот день. Аналогичные акции прошли по всей Америке. Участники протестов требовали возможности делать аборты по требованию во всех штатах, детских садов, работающих круглосуточно, равных возможностей в обучении и при приеме на работу.
Издание отмечает, что хотя акция была названа забастовкой, Фридан всегда стремилась к символизму, а не реальной борьбе за трудовые права. Она призывала женщин на один день прекращать обычную женскую деятельность, оплачиваемую или неоплачиваемую. Наряду с отказом от "приготовления обеда и занятий любовью" она призывала выходить на улицы и "на один вечер оккупировать арену принятия политических решений".
По словам Фридан, марш явился демонстрацией “впечатляющей политической силы 53% населения”. Однако с коалиционными союзами выходило не всё гладко. У феминисток-социалисток не было времени профессионализироваться, лесбиянок Фриднан не жаловала, а чернокожие феминистки из Третьего всемирного женского альянса (TWWA) пришли на марш с плакатами “Свободу Анжеле Дэвис”, про которую Фриднан как-то сказала, что она ничего не сделала для освобождения женщин.
Тем не менее марш стал крупнейшим выступлением женщин до 2017 года. Только в Нью-Йорке на него собралось по разным оценкам от 10 тыс. до 50 тыс. участниц. Тысячные демонстрации прошли и в других городах.
В течение нескольких недель NOW увеличила свою численность на 50%, а четыре пятых опрошенных CBS News сказали, что читали или слышали про движение женщин. В 1972 году был принят закон, гарантирующий равенство в образовательной сфере, в 1973 Верховный суд США провозгласил, что женщины имеют конституционное право на аборт.
В настоящее время разрыв в заработной плате мужчин и женщин в США сокращается, а 61% опрошенных женщин считают себя феминистками, хотя 45% из этих же опрошенных, считают, что феминизм не охватывает большинство женщин, заключает издание.
Мэгги Догерти
Комментарий РВС
Освещение истории протестов, проходивших 50 лет назад, вместе с напоминанием о разнице между волнами феминизма как минимум говорит о повышенном внимании к возможной роли радикальных феминистических организаций в протестах в США, начинавшихся как Black Lives Matter.
Если феминистки первой волны требовали избирательных и образовательных прав, а во второй волне требовали равных гражданских прав и сексуальной свободы, то феминистки третьей волны выступают с подчеркнуто анархистскими лозунгами, требующими уничтожения государственного «патриархального угнетения». Последние хорошо видны на массовых мероприятиях в Испании, где они выводят уже сотни тысяч женщин.
Характерно, что в материале приводятся подробности о противоречиях в разных направлениях феминистических движений, то есть делается попытка разделить тех женщин, что все же борются за свои гражданские права и тех, что вместе с анархо-синдикалистами требуют уничтожения государств в угоду транснациональным корпоративным структурам.