Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881–1882
Обращение участников XXIX международного кинофорума «Золотой витязь» к президенту Российской Федерации В. В. Путину и председателю правительства РФ М. В. Мишустину «О необходимости реформы российского кинематографа»
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Глубокоуважаемый Михаил Владимирович!
Мы, участники XXIX Международного Кинофорума «Золотой Витязь» (кинорежиссеры, актеры, драматурги, продюсеры, музыканты, художники, собравшиеся в Севастополе на конференции: «Реализация Основ государственной культурной политики, проблемы и перспективы», обращаемся к Вам с выражением озабоченности состоянием современной Российской кинематографии. На конференции обсуждался вопрос о том, как претворяется в жизнь исторический Указ Президента Российской Федерации (от 24 декабря 2014 года) «Об основах государственной культурной политики».
Данный Указ, признанный сотрудниками Минкультуры ведомственной «Конституцией», в должной мере не воплощается в реальность по причине действующего поныне «перестроечного» принципа вседозволенности культуры и безответственности в вопросах качества произведений культуры и распределения государственных средств, согласно порочному принципу «пусть цветут все цветы», не исключая «сорняков».
Отечественный кинопроцесс последнего 30-летия свидетельствует о неуклонной духовной деградации Российского кинематографа. В обществе назрел вопрос о нравственном, воспитательном качестве предлагаемых «кинопродуктов», вопрос о соответствии создаваемых фильмов узаконенным государством «Основам государственной культурной политики». На вопрос: служит ли сегодняшний российский кинематограф и телевидение укреплению морально-этических норм и традиционных, духовно-нравственных ценностей нашей культуры — участники конференции единодушно ответили — нет!
Кинематограф и телевидение — важнейшая часть культуры, являющейся духовной основой национальной безопасности государства, воспитания и просвещения народа. Кино и телевидение оказывают тотальное воздействие на зрителей, которые соприкасаясь с экраном, невольно воспринимают безнравственность ярких персонажей в качестве жизненного примера и средства выражения своих мыслей, поступков и идеалов.
В сфере Российского кинопроизводства и кинопроката наблюдается колониальная парадигма, несущая негативный идеологический заряд, способствующий духовной деградации народа, латентного подрыва основ государственного строя, подготовку подрастающего поколения к тотальной переоценке ценностей и возможным переворотам.
Российский кинематограф и телевидение игнорируют основополагающие установки «Основ государственной культурной политики», призывающей к гармонизации общества, морально-этическому и духовно-нравственному совершенствованию, изменению народа в лучшую сторону. Деструктивные, разлагающие сознание, современные российские кино и телевидение — прямая угроза национальной безопасности государства.
Несмотря на тектонические, подчас пагубные процессы тотальной капитализации и коммерциализации всех сфер Российского бытия, руководству государства необходимо признать то, что культура и рынок — понятия не совместимые. У культуры и рынка разные задачи: рынок — нацелен на извлечение прибыли, культура — на гармонизацию общества, возвышение и просветление души и сознания народа.
Государственный бюджет Министерства культуры должен быть адекватным бюджету Министерства обороны государства, ибо культура есть главная оборона — оборона души. Потеряем душу — потеряем государство.
Много великих зарубежных умов в разные века говорили о том, что спасение России — есть спасения мира, гибель России — есть гибель мира. Россия должна возродиться и стать примером, способствующим духовно-нравственному спасению человечества.
Предлагаем Вашему вниманию программу реформирования Российского кинематографа.
Обращение принято единогласно участниками XXIX (Севастопольского) МКФ «Золотой Витязь», на конференции: «Реализация Основ государственной культурной политики, достижения и недостатки», 7 сентября 2020 года.
Подписано:
Модератор конференции — Президент МКФ «Золотой Витязь», Сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства, Член Патриаршего Совета по культуре
Член рабочей группы по культуре Государственного Совета РФ, Народный артист России Н. П. Бурляев.
Вице-президенты, члены Президиума и Почетные сопредседатели МКФ «Золотой Витязь»:
народный артист СССР, Художественный руководитель, главный дирижер Большого симфонического оркестра В. И. Федосеев, Герой труда России, Художественный руководитель Академического Малого театра Ю. М. Соломин, Народный художник СССР, Академик РАХ А. М. Шилов, Народный артист СССР, профессор А. И. Полетаев; Народные артисты России, лауреаты Государственных премий: А.Михайлов, М.Ножкин, В.Ливанов, С. Никоненко, З.Кириенко, В.Гостюхин, В. Мережко, Н.Лебедев, С. Андрияка, А.Ливанов, И.Скляр, А.Пашутин, Б.Невзоров, Д. Мизгулин, киноактриса О.Будина и кинорежиссер Д. Чернецов; Заслуженные артисты и заслуженные деятели искусств России — Н.Бондарчук, А.Мерзликин, С. Маховиков, А.Большова; члены экспертного совета Минкультуры РФ Е.Чавчавадзе и С. Зайцев; лауреаты международных кинофестивалей — актеры, режиссеры, драматурги, операторы, киноведы, музыканты, журналисты: С. Копылова, И.Шатова, В.Гуркаленко, И.Днестрянский, И.Сидельников, В.Орехов, В.Тимощенко, Т.Карпова, С. Струсовский, Е.Богданович, В.Кузнецов, Е.Иваниченко, С. Роженцев, В.Крупин, А.Семенюк, Н.Пантюшкова, Г.Сафонов, А.Шафран, А.Мамонтов, М.Тарковский, А.Орлов, Т.Лис, Г.Ледвина, В.Головкин, Р.Ничик, М.Макаров, А.Лепегов, А.Костюченко, Н.Полукарова, Н.Мягкова; М.Николов, О.Маркова, И.Иванов (Болгария); Й.Маркович, Л.Ристовски, И.Жигон, С. Брдар (Республика Сербия); М.Голубович, А.Колесник (Украина); С. Катьер (Республика Беларусь).
Программа реформирования Российского кинематографа
За 15 лет своего существования «Фонд кино» снял около 300 фильмов, из которых всего десяток (3%) можно считать достойными произведениями киноискусства. Всё прочее — «продукты», понижающие духовно-нравственный уровень народа. Это произошло по причине изначально неверно избранного пути, по которому власть направила отечественный кинематограф, сделав ставку на извлечение прибыли, якобы успешными на «рынке» кинопроизводителями, чьи фильмы вовсе не способствовали возвышению духовного уровня зрителей. Этот путь оказался порочным. В прокате окупаются 20% фильмов, а сама ставка на «коммерческий успех» идет в разрез с постановлением Правительства РФ (от 31 декабря 2009 г. N 1215) «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии», говорящим о том, что «Фонд кино» не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Цель — поддержка отечественной кинематографии, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам.
Утверждение некоторых чиновников Минкультуры и «Фонда кино» о том, что в Российском кинематографе наблюдается необыкновенное «движение вверх» — безосновательно. Очевидно — движение вниз, сползание с высот великого Советского кинематографа в рыночный примитив и пошлость, понижающих духовный и нравственный уровень нашего народа. Нельзя считать кино-достижениями подражающие Голливуду беспомощные по драматургии, режиссуре и актерскому исполнению вымученные ремейки, бутафорские «блокбастеры» о войне, спорте, ментах, олигархах, «энкеведешниках», киллерах, уголовниках и падших девицах. Российский киноэкран наводнили нетронутые интеллектом лица из телевизора, так называемые «звезды» шоу-бизнеса, «КВН», «Комеди-клаб» и «Дома 2».
Пора Российским кинопроизводителям, кинопрокатчикам и государственному телевидению привести свою деятельность в соответствие с Основами и Стратегией государственной культурной политики.
Сегодня ни в Минкультуры РФ, ни в Фонде кино, ни на телевидении нет ответственных за духовно-нравственное качество. Министерство культуры Российской Федерации должно быть наделено полной ответственностью за исполнение Основ и Стратегии государственной культурной политики.
Необходимо усилить роль и ответственность Общественного Совета при Минкультуры, являющегося мостом между чиновниками и гражданским обществом, единственным органом, контролирующим деятельность министерства, контролирующим соответствие создаваемых произведений сути государственной культурной политики.
Пугающее чиновников и поборников вседозволенности понятие «цензура», переводится с греческого, как «строгое суждение», «взыскательная критика». Государство, заботящееся о духовно-нравственном состоянии народа и грядущих поколений, наследников нашей великой истории и культуры, имеет право на «строгое суждение» и «взыскательную критику». Полезно прислушаться к тому, что говорил о цензуре великий А. С. Пушкин:
«Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось… Нравственность (как и религия) должна быть уважаема писателем. Безнравственные книги суть те, которые потрясают первые основания гражданского общества, те, которые проповедуют разврат, рассеивают личную клевету, или кои целью имеют распаление чувственности приапическими изображениями… Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство в праве не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет, и может остановить раздачу рукописи… Законы противу злоупотреблений книгопечатания не достигают цели закона: не предупреждают зла, редко его пресекая. Одна цензура может исполнить то и другое».
Не случайно главным цензором России был великий Русский поэт и дипломат Ф. И. Тютчев.
Система государственного заказа должна стать основополагающей в отечественном кинопроизводстве и культуре. Необходимо плановое производство фильмов для детей и подростков, анимации, дебютов, авторского кино.
Современный российский кинопрокат оккупирован транснациональным голливудским «продуктом», воспитывающим подрастающее Российское поколение на чуждой идеологии, морали и образе жизни. Отечественное кино занимает менее 15% кинопроката, а Голливуд и зарубежные компании собирают более 85% выручки с российского экрана.
Необходим ли государству «Фонд кино»? Разумно ли распылять средства и ответственность? Из 20 членов экспертного совета «Фонда кино» — 14 продюсеров и прокатчиков, ориентированных на «доходный кино-промысел». Экспертный совет Минкультуры РФ так же лишен возможности адекватных оценок. Итоговые решения принимаются «подковерным», «телефонным правом», некомпетентными, «заинтересованными» чиновниками, удивляющими своими решениями даже экспертов Минкультуры. Назрела насущная необходимость реформирования экспертных советов и всей системы Российского кинопроизводства. Члены экспертного совета должны быть лишены права распределять субсидии самим себе, блокируя от экрана всех остальных конкурентов. Экспертный совет должен состоять не из лиц, лоббирующих свои проекты, а из людей социально-значимых профессий: педагогов, медиков, представителей правоохранительных органов, духовенства — людей, способных внести реальный вклад в оздоровление экранной экологии нашей страны. Эксперты-медики — могут предупредить о том, что предлагаемый кинопроект послужит увеличению суицида и шизофренизации общества; педагоги — сказать о негативном воспитательном эффекте, духовенство — предостеречь от антирелигиозных провокаций, духовной деградации народа; правоохранители — смогут обратить внимание на поэтизацию преступности, извращений и прочих социальных пороков. Во время мировых, антироссийских санкций, вряд ли целесообразно присутствие в экспертном совет «Фонда кино» иностранных контрагентов.
Минкультуры и «Фонд кино», расходующие государственные средства, должны поддерживать исключительно социально-значимые проекты. Антисоциальные, деструктивные проекты, составляющие ныне большую часть российского кинопроизводства и кинопроката, следует оставить на совести частного кинобизнеса.
Необходимо создать Роскомкино, ответственный за производство и духовно-нравственное качество кинопроизведений, с компетентным редакторским пулом, способствующим повышению идейного, профессионального и творческого уровня кинопроизведений. Необходимо повысить ответственность и публичную отчетность рецензентов за принимаемые решения.
Создать Госкинокорпорацию, во главе с Мосфильмом, сделав главную киностудию страны центром господдержки. Признать пагубность Закона «об акционировании и приватизации кинематографа».
Вернуть Мосфильму статус основной кино-производственной базы Отечественной кинематографии, ответственной за реализацию государственной культурной политики, формирование морального, социального, нравственного, патриотического сознания отечественного зрителя. Госкинокорпорация должна в течение трех первых лет увеличить количество производимых при господдержке фильмов в 4 раза, а ещё через два года прийти к ежегодному производству 300 отечественных картин.
Госкинокорпорация может осуществлять кинопроизводство через продюсерские компании и независимых продюсеров, с долей государственного участия не менее 51% (идеально — 100%). В этом случае государство будет выступать в качестве основного заказчика и формировать базовые содержательные требования к проекту. Следует признать порочной и деструктивной систему ориентации на «кассовый успех».
Создать государственную прокатную организацию «Роскинопрокат» с квотой проката российских фильмов не менее 50%, а со временем, когда Российский кинематограф очистится от примитива и пошлости, увеличить прокатное время отечественных фильмов до 80%. Ввести в действие механизмы квотирования показа иностранных фильмов.
Сегодня в России около 4 тысяч киноэкранов на 146 миллионов человек. Во Франции — 6 тысяч на 65 млн. В США — 40 тысяч на 315 миллионов. Для полноценной кинопрокатной отрасли в России нужно иметь минимум 15–20 тысяч экранов. В США снимается в год 400 кинокартин, в России — 60. При этом на российский киноэкран ежегодно выходит свыше 300 зарубежных и не более 25 российских фильмов. Суммарный бюджет производства 20 иностранных картин, давших максимальные сборы в России несколько лет назад, составил 3,07 млрд.$, а 18 российских фильмов — 111,6 млн.$. Средний бюджет голливудского фильма — 153,5 млн.$, российского — 5,580 млн.$. Сегодняшняя ежегодная господдержка кино-отрасли в России по сумме средств равна бюджету одного американского блокбастера.
Вопрос возрождения Российского кинематографа — вопрос национальной безопасности, требующий политической воли руководства страны и более серьезной бюджетной основы. Киносообщество не в состоянии решить задачу воссоздания национальной киноиндустрии без поддержки государства. Развитая Отечественная кинопромышленность, руководствуясь «Основами государственной культурной политики», в состоянии решить вопрос экранного «импорта-замещения» и постепенного вытеснения голливудского кино-монстра, формирующего планетарное сознание в деструктивном и патологическом направлении.
Реформируя Российскую киноиндустрию, следует опираться на позитивную модель «доперестроечного» кинематографа, который был не только экономически успешным, (2 статья дохода госбюджета!), но служил духовно-нравственному укреплению народа.