Антиювенальный бунт детей


Проблема встала во весь рост, вплоть до того, что Путин озвучил её на высшем уровне и потребовал от законодателей ответственности за организацию детского и молодежного суицида по интернету.

Президент среагировал на проблему, а нам бы надо разобраться, в чем дело и что происходит.

Итак, стало фактом социальное бедствие: дети и молодежь начали неформальное самоутверждение невиданными доселе способами с одной целью стать популярными в интернете. Зацеперы, группы самоубийц, наркосообщества, бесконечные неформалы с сомнительными планами. Уже сотни смертей, искалеченных, пропавших. Вовлечены миллионы детей и молодежи, еще у миллионов свёрнуты головы в этом направлении: пока не могу - но хочу. Уже не говорим о формах безобразного молодежного блогерства. Нам кажется, есть смысл разобраться в явлении поглубже: откуда оно взялось и что с этим делать. Ведь запретами одними проблему не решить.

Я предложил бы начать с того, что в природе человека – самореализация в форме самоутверждения. То есть проявить себя, показать свои качества – это не порок, это нормально. Так было и так будет. Это значит интернет, форма проявления – не главное, это только способ, средство, современная стенгазета, только тиражом больше. Я сам помню, как бежал со всех ног к классной стенгазете, когда мне сказали, что я туда попал как рисунок с вырезанным фотолицом.

Тогда в чем дело?

Мне видится дело в следующем. Наступает ювенальная юстиция. В чем её смысл? Нельзя заставлять ребенка, принуждать, лепить из него человека. Считается, что он сам это будет делать. Ну вот он это и делает. Как умеет. Нельзя же настаивать на форме самоутверждения, поскольку это насилие над личностью. Поэтому как умеет. Если он в 12 лет насмотрелся боевиков, то и утверждаться будет так, как показывают.

Это первое.

Второе. Во всю историю дети и молодежь самоутверждались в учебе и раннем труде. Сегодня учёба дискредитирована: если учишься, то ботаник. А труд отменён. А как ещё самоутверждаться? В чем?

Самое ключевое в ювенальной юстиции положение в том, что ребенок становится чистым потребителем, получателем благ. Этот подход от него не требует ничего вообще. То есть вся ювенальность построена на сервильности – на передаче всего, что ребёнок захочет. И именно это становится противоречием: ребёнку нужно проявить себя, показать себя, заслужить признание, а он все получает даром. И он ищет способы социального признания. То есть потребление для него не главное. Главное не то, что есть, а то, что придаст ему авторитет и статус, уважение. Ребёнок может не знать сотни свойств компьютера и может ими не пользоваться – его интересует его марка и цена. Это значит опять вопрос статуса. Это значит, в каждом действии ребёнка проявляется одно: жажда утвердить себя, добиться признания.

Разумеется, есть разрешенные формы безобидного самоутверждения, которые пропагандируются: это все виды спорта и творчества. Нет спора, благо. Но есть вопросы.

Первый. Когда Трудовой Кодекс заботится о безопасности труда детей, то ничего не сказано о безопасности в спорте. Спорт на порядки опаснее любого труда (достаточно посмотреть статистику) – тогда почему спорт разрешен – а труд запрещен?

Второе. Исследования показали, что сейчас любой вид спорта и творчества дело крайне затратное. Даже рисование стало затратным. Я даже не говорю о живописи. А если спорт зимний, то становится неподъемным даже для вполне крепких родителей. А значит это становится формой самоутверждения очень малого круга детей.

Но и это не всё. Дело в том, что помимо затратности, время тренировки и занятия очень мало. А потом куда девать время и силы?

Но есть в творчестве и спорте проблема: в детстве и юности, пока человек не достиг мастерства, он не может похвастаться высокими результатами, они все будут ученическими, а значит самоутверждение будет носить очень относительный характер. А иногда крайне болезненный. Истории гибели вундеркиндов Нади Рушевой и Ники Турбиной тому свидетельство.

Как ребёенку утвердить себя в ювенальной системе?

Все мировые культуры давали заслуги детям и молодым людям через живой труд и достижения. Ещё в нашем поколении работать у бабушек было нормальным явлением. Сейчас наступающая ювенальная юстиция фактически ставит на этом крест. Тогда как молодым людям самоутвердиться? На чем? Не надо забывать, что достижение – это преодоления трудностей, - в трудовом процессе это нормально, а где трудности взять вне труда? Правильно, только в хулиганстве.

Возникает бунтовые настроения. По сути, все аномальные проявления детского самоутверждения, вплоть до самых жестоких видов истязания друг друга – от невозможности легального самоутверждения. Если легальное закрыто – открывается нелегальное, если не учат самоутверждаться правильно – будем самоутверждаться неправильно, точнее, как можем. Или как нас заставляют обстоятельства. Не надо забывать, что практически все смерти и калечения стали причиной провокации «на слабО». И по своему опыту знаю, если у ребенка есть свой формат самоутверждения – его «на слабо» не взять. «Зачем я буду со скалы прыгать, если я признанный мастер сенокоса, сам сметал в этом сезоне три стога, заработал на этом денег на магнитофон – по тем временам единственный в школе – «Маяк-202». Это мой личный случай, когда я не стал поддаваться провокации друзей прыгнуть со скалы – у меня был новый наполовину заработанный магнитофон (а это 100 рублей из 220!), который уже был предметом зависти.

Получается, причиной озвученного социального бедствия стала именно ювенальная юстиция. И если мы не вернемся к традиционной версии самоутверждения детей через первичные формы труда, то этот бунт будут только усиливаться.

Источник