Дети становятся заложниками виртуального мира


Власти заявляют о серьезной перестройке школы под дистанционное обучение. А противников  продвижения цифровой образовательной среды (ЦОС) и дистанционного обучения (ДО) пытаются  представить  маргиналами, не понимающими сегодняшней ситуации. Серия  публикаций экспертов о ЦОС и ДО  развеяла это представление. Умные и глубокие мысли учителей, психологов и других специалистов об отрицательном влиянии дистанта более чем убедительны. Кроме того  интересен взгляд родителей, который также обнажает проблемы и никак не сводится к отказу от технического прогресса. Одно из мнений представлено ниже.

Утро начинается с урока в ZOOM. Только теперь это называется «конференция», а не урок. Ребенок несколько минут пробует подключиться   (предварительно предоставив персональные данные), с горем пополам у него это получается, вот только незадача - такой урок длится всего 30 минут. С учетом подключений еще меньше!

В школе за компьютером сидит педагог. Например, преподаватель математики. Камера в школе имеет качество ниже среднего, интернет вообще бывает не каждый день. И вот начался урок геометрии.

 - Дети, смотрим в учебник, я на доске (вообще не видно, так как камера плохая) напишу решение теоремы...  Спрашивается в задачке: «Как можно объяснить геометрию онлайн?» Или как можно в ZOOMe знакомиться с «Обломовым»? Этот удивительный русский роман разве можно читать монитору?!

У детей совершенно сломался режим дня. На первом онлайн-уроке можно присутствовать не вставая с постели, не умываясь. Повернувшись на другой бок можно подключиться к следующей конференции. Можно вообще всему классу так и не найти учителя в виртуальном мире…

Прекрасные, знающие педагоги «старой закалки» оказались абсолютно беспомощны в ZOОMe. Они «заточены» под традиционную, человеческую форму преподавания.

Весенний опыт дистанционного обучения  показал, что качественное образование и «дистант» - вещи несовместные. От уроков в ZOOM  в голове у детей знаний не остается. Но ученик - это прежде всего человек, а не резервуар для получения информации. Ребенку необходимо «живое», душевное, эмоциональное общение с учителями и сверстниками, а личность учителя размывается в онлайн-пространстве. К тому же, как вам нравится неожиданное включение в ZOOM-урок порно или появление совершенно постороннего участника? Никто не даст гарантии, что дети будут защищены от подобного вторжения.

Вследствие дистанционного обучения у дочери появилась раздражительность, эмоциональные срывы (от того, что не понимает материал, не успевает сдать домашнее задание до положенного часа), испортился сон. Совершенно пропало желание учиться.

Я, как мать, вижу только минусы такой пародии на учебу. Расцениваю это как издевательство над детьми и педагогами. Даже если организуют космически качественный дистант, я буду против.

Учителя, с которыми я общалась, тоже не в восторге от ДО, но смиренно его приняли и не готовы открыто заявить о своем несогласии с таким обучением. Складывается ощущение, что педагоги не знакомы с форсайт-проектом «Образование-2030».

Герман Греф уже продвигает  «Сберкласс». Умные, думающие дети становятся не нужны. Ученики при «дистанте» и надвигающемся цифровом образовании становятся заложниками виртуального мира.

Но мы ведь люди, а не биороботы…

Школа - это социокультурная матрица, это основа нашего общества. Давайте сохраним для наших детей традиционное, общедоступное, бесплатное, гарантированное Конституцией, образование.

Каждый из нас в ответе за происходящее!

Оксана Чингаева. Мать дочери-школьницы.