Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского (фрагмент).
Изображение: Богданов-Бельский Николай. 1895
Дистанционное обучение категорически не подходит для детей, поскольку материал все равно не усваивается, а привычка постоянно смотреть в монитор остается. Дистанционно посещать кружки и секции невозможно вдвойне. Уроки актерского мастерства и хореографии «по монитору» превращаются в издевательство над детьми и педагогами. Наблюдая за мучениями детей и мучаясь сами, столичные родители поневоле задаются вопросом: почему можно пойти в ресторан, на стадион, но нельзя — в школу?
Канал ИА Красная Весна в Google Новостях
Дистанционное обучение — это открытый путь к неравенству, путь к обществу, где получать образование будут только дети из очень обеспеченного меньшинства. Такое общество никогда не будет развиваться, тем более расти демографически. Если дистанционка продлится долго, то Россия получит деградировавшее умственно и физически поколение.
Большинство родителей — люди ответственные и не склонны к участию в оранжевых революциях. Однако столичные власти, из-за решений которых школьники 6-11 классов находятся на «дистанционке» уже почти три месяца, стремительно теряют их доверие.
Об этом отец троих детей, химик, кандидат химических наук Сергей Ибрагимов рассказал в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна. Разговор был посвящен дистанционному образованию.
ИА Красная Весна: Скажите, как вам дистанционная форма обучения? Вы с ней сталкивались?
— Поскольку у меня трое детей: пяти, восьми и десяти лет, я столкнулся с ней весной 2020 года. Опыт у меня получился, за счет моего семейного положения, адекватный. Потому что мы не стали связываться с электронным, дистанционном обучением. Попробовали разок и прекратили. Нам повезло, что у меня жена не работает, и я на тот момент работал дистанционно. Фактически, образованием детей в этот период мы занимались самостоятельно с женой. Преподаватели из школы присылали нам задания, которое дети должны были пройти в классе, домашнюю работу. Моя жена и немного я, мы вместе, с ними все проходили, объясняли материал урока. Благо, это младшая школа и наших знаний хватает.
Повезло, что у меня жена не работает. Если бы она работала, если бы я не работал дистанционно, у нас был бы полный провал. Мы бы не смогли дать детям образование.
ИА Красная Весна: Почему вас не устроила дистанционная форма обучения?
— Тут несколько причин. Причина номер один. Я всячески пытаюсь минимизировать количество времени, которое мои дети проводят с гаджетами, с электронными устройствами. В моей семье строго регламентировано то количество времени, которое ребенок может смотреть в монитор. Мы, может, и старорежимная семья, но всячески поощряем своих детей к чтению, к общению с книгами, к тому, чтобы они играли вместе, а не сидели в телефонах.
Причина номер два. Мы попробовали. Это невозможно. Невозможно понять: ребенок усваивает материал или нет. Он сидит, смотрит в экран. А что там у него в голове происходит, абсолютно непонятно. Плюс постоянно всплывающие окошки.
Я сам не смог бы так учиться. Даже для меня, взрослого человека, очень неприятно было смотреть, как там все время что-то всплывает. То учитель говорит, то какой-то ученик.
У ребенка по глазам видно, что он вообще «не здесь». Сидит, смотрит в монитор, но видно, что он вообще ничего не понимает.
Поэтому, мы попробовали разок и сказали «нет». Лучше самостоятельно. Если ребенок будет заниматься дистанционно, он, во-первых, ничего не усвоит, во-вторых, у него появится привычка постоянно смотреть в монитор.
От этого, я считаю, мы должны своих детей в наше время максимально защищать. У них и так слишком много желания находиться в виртуальном мире. Их нужно оттуда выдергивать. Тут получается, наоборот, что мы их к нему приучаем, а потом уже не сможем отучить от этого.
Поэтому электронная школа — однозначно нет.
ИА Красная Весна: Скажите, а закрытие школ для подавляющего большинства детей оправдано риском заражения ребенка коронавирусом в школе?
— Понимаете, я не считаю, что это сопоставимые уровни угрозы.
Во-первых, я не знаю ни одного случая летального… Я не врач, но я не слышал истории, что ребенок пошел, заболел коронавирусом и от этого коронавируса скончался. Зато уже проскакивала информация в СМИ, что дети кончали жизнь самоубийством из-за депрессии, которая у них возникает.
Огромное количество информации, что у детей садится зрение, портится осанка из-за того, что они постоянно сидят и не двигаются по восемь часов в сутки.
Главное, весной еще было более-менее честно: дома сидели все. Были закрыты рестораны, были закрыты стадионы, были закрыты кинотеатры, театры. Мы все сидели дома. Что меня возмущает сейчас, что отрыты стадионы… Ты можешь посещать футбольные матчи, ты можешь ходить в рестораны, ты можешь ходить в ночные клубы.
Получается, главными врагами нашего государства оказываются дети? А главная страдающая категория — дети и их родители. И это возмутительно!
Мои дети, например, ходили в театральную студию. Сейчас она закрыта. И смешно, и неприятно смотреть, как актерскому мастерству учат по монитору. И даже хореографии!
Учитель показывает, какие они должны делать упражнения, а дети в комнате пытаются скакать, что-то делать. Это не в претензию к преподавателям, но ситуация абсурдная.
Потом, случается, включаешь телевизор, видишь стадион, видишь большое количество болельщиков, которые скученно сидят, поддерживают свою команду. И понимаешь: ага, вот это вот можно, а детям ни в коем случае нельзя.
Это очень сильно возмущает, раздражает и, честно, отталкивает меня от государства. Я человек, который всегда очень лояльно относился к государству, очень лояльно относился к нашему мэру, но сейчас, если он меня услышит, хочу сказать: Сергей Семенович, вы теряете своих сторонников, искренних сторонников!
ИА Красная Весна: Скажите, а как вам такая идея, которую озвучил недавно замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев. В частности, он заявил, что у дистанционного образования «большой потенциал» из-за экономии средств. Уроки и лекции, записанные гениальными учеными, прекрасными педагогами, могут быть доступны всем, вне зависимости от уровня благосостояния семьи и удаленности проживания. То есть дистанционное образование продвигается под лозунгом социальной справедливости.
— У меня есть много знакомых, которые преподают в вузах. И они все возмущены этим образованием, настолько сильно упало качество.
Безусловно, дистанционное образование, как дополнение к очному — это нормально. То есть, должны быть вузы, очные нормальные вузы. И плюс к этому замечательно, если будут лекции, которые у тебя лежат и ты можешь послушать. Действительно, каждый день не слетаешь в ту же Америку, чтобы услышать лекцию нобелевского лауреата.
То, что заявил чиновник, о котором вы сказали, — это, по моему мнению, открытый путь к неравенству. Будут люди, у которых есть деньги, есть возможность дать детям нормальное классическое образование. И будут люди, которых этот чиновник приговорит к электронному образованию. Если не дай бог такое случится, я бы не хотел, чтобы мои дети жили в таком обществе. Это общество без перспективы.
Все люди должны иметь хорошее, нормальное образование, независимо от того, какую работу они выполняют. Даже человек, который занят низкоквалифицированным трудом, должен быть образован, должен иметь хорошие знания, и это будет наполнять его жизнь смыслом. Иначе, это будет не жизнь, а существование.
ИА Красная Весна: Скажите, если ситуация с «дистанционкой» продлится долго, что, по вашему мнению произойдет с Москвой, со всей страной?
— Если это продлится дольше, то, очевидно, что это будет катастрофа. Мы получим необразованных, больных детей. Будет процентов десять детей, у кого родители смогли дать нормальное образование, и будет 90% больных, я извиняюсь, тупых, необразованных детей.
Они уже перестанут быть гражданами России, не будут русскими, таджиками, чеченцами, кем бы то ни было. Это будет человеческая масса, способная выполнять только очень примитивную работу.
Самое страшное, что, окажись я на месте ребенка в таком обществе, я бы не захотел рожать детей. Я всегда был сторонником больших семей, того, чтобы люди рожали большое количество детей. Я считаю, что это будущее. Это неправильно, когда ребенок один. Детей должно быть много.
Но, если бы я понимал, что мои дети, когда вырастут, пойдут не в обычную школу, не будут получать нормального образования, а будут сидеть в «дивном новом мире» напротив гаджета по восемь часов в сутки, что их не будут отпускать в секции, а хореографией они тоже будут учиться по монитору, я бы, возможно, не стал бы заводить детей.
Не хочется даже думать, но мы станем другим народом. Мы будем даже не гражданами России, а станем именно человеческими существами.
Наши дети, помимо того, что будут глупыми, будут еще и слабыми. Потому что прикованы к монитору. Они еще физически будут недоразвиты.
Страшно смотреть в такое будущее. Надо сделать все возможное, чтобы этот процесс остановить.
Я не большой специалист, но я вижу, что угроза коронавируса гораздо менее опасна, чем угроза получить необразованное поколение. Сейчас мы детей спрячем, а потом они вырастут, станут глупыми врачами и будут по-глупому лечить нас от того же коронавируса. И смертность от их глупых действий будет в разы выше, чем от того, что они сейчас кого-то, может быть, могли бы заразить.
Если перевести вопрос в политическую плоскость, родители чаще всего не сторонники революций, не лезут на баррикады. Потому что у них ответственность перед семьей, перед детьми.
Прямо скажу, до этой ситуации с коронавирусом я был очень доволен нашим мэром. Я был очень доволен теми условиями, которые он создает. В том числе, с детскими садами, например. Эта возможность спокойно, без очередей, отдать ребенка с трех лет в сад без всяких взяток, без всяких договоренностей. Ты четко знаешь, что в три года твой ребенок пойдет в сад, а в семь лет он пойдет в школу.
Инфраструктура для детей улучшилась. Было, где гулять, где играть, появились новые спортивные площадки.
В отличие от многих молодых людей, у которых нет детей, я был большим сторонником Сергея Семеновича. И всегда был готов в случае оранжевой революции встать на защиту государственного строя, встать на защиту нашего мэра.
Сергей Семенович, извините, но, если Вы слышите меня, еще годик такой коронавирусной идиотии, которую вы развели в столице, и я вас защищать не пойду. Не обижайтесь.