Хочу сказать про образ героя, который насаждается на Западе и у нас. Отличной иллюстрацией является сцена из фильма Балабанова "Война" (считаю, лучшего его фильма):
- Иван, а кто был Александр Матросов?
- Русский герой. Во время Второй мировой войны он закрыл немецкую амбразуру своей грудью.
- И что?
- Ничего. Умер.
Иностранец хочет хэппи-энда, как в фильмах. Ведь почти всегда главные герои в современных фильмах, книгах и т.д. выживают. Они как бы и рискуют жизнью, но зритель внутренне уверен, что на самом деле им ничего не грозит. И заметьте, как недоумевает Иван, когда узнает, что Джон, оказывается, совместил спасение свей невесты Маргарет с зарабатыванием денег на съемке сенсационного сюжета для телевидения. Самое интересное, что Иван - по сути, наемник - в итоге оказывается более героическим персонажем, чем Джон. Джон получил всё: деньги, славу, свою женщину (правда, она его бросила - ирония режиссера:) ). А Иван всё отдал другим. И вот, в конце фильма мы понимаем, что Иван пошел в поход не столько ради денег, сколько, скорее всего, ради оставшегося в плену капитана Медведева. А ради чего пошел в поход Джон, уже не так очевидно. Сейчас эти западные образы и шаблоны “героев” навязываются и нам. Из образа героя изымается жертвенность. Даже когда герой совершает подвиг как бы для других, как бы в ущерб себе, в финале он все равно получает награду: богатство, славу, любовь - как правило, все это вместе. Зритель же начинает воспринимать все перенесённые страдания как инвестиции. Но инвестиции всегда предполагают возврат! И вот, глядя на Джона, с таким его расчетливым отношением к своему будущему, закрадывается сомнение в его готовности идти до конца и жертвовать всем для любви, хотя он и прошел через многое наравне с остальными.
Настоящие герои, увы, зачастую гибнут. Настоящие герои всегда готовы к жертве (не просто к риску, а натурально к жертве). Эта готовность - и есть суть героизма. Жертва - это мера любви. Чем больше любишь - тем большим готов пожертвовать. Если, например, готов пожертвовать собой ради Родины - значит Родину любишь больше, чем себя. Возможно, невеста Джона и уловила отсутствие подобной готовности в отношении неё, раз в итоге не вышла за него замуж. Навязываемый западными фильмами выхолощенный образ героя рассчитан на зрителя (и формирует зрителя), который себя любит больше всего, и все подвиги понимает, только если они в конце приносят достаточные плоды для героя. Но в жизни риск всегда выше, а плоды далеко не гарантированы, и поэтому взращенный на таких фильмах зритель часто не способен на подвиги. Не способен пожертвовать жизнью ради чего-либо. Т.е., возвращаясь к предыдущей заметке, превращается в раба. Вот так и получается, что западный кинематограф - орудие порабощения. Хотя и не весь, конечно.
Олесь Гончар, РВС