Дистанционное обучение, упорно внедряемое в наше образование, нельзя рассматривать отдельно от всех происходящих в современном мире тенденций. Дистант – это инструмент. Как собираются его использовать? В какие мировые тенденции вписывается его использование?
Нас уверяли, что дистант – мера вынужденная и временная. Мол, уйдет угроза заражения коронавирусной инфекцией – отпадет надобность и в дистанте. Затем во властных структурах начали раздаваться голоса, что в дистанте есть и хорошие стороны, и его надо законодательно оформить. Одновременно шла разработка образовательных платформ, в которые вкладывались огромные средства, в рамках внедрения цифровой образовательной среды в школах была закуплена компьютерная техника и проведен скоростной интернет, разрабатывались методические рекомендации учителям для перехода на дистант. И все это ради временной меры? Да бросьте, господа цифровизаторы. Дистант – игра вдолгую и является частью мировой тенденции производства легкоманипулируемого человека. И он хорошо сочетается с использованием другого инструмента, примененного для трансформации общества – явноизбыточными мерами борьбы с коронавирусной инфекцией. Кто-то еще считает, что это меры вынужденные и временные? Блажен, кто верует…
Давайте обратимся к тем условиям, при которых человек действительно развивается и живет общественными интересами. Прежде всего, у общества, в котором развивается индивид, должен быть проект, образ будущего, к которому стремится это общество. Ведь трудно представить себе заказчика строительства, у которого нет проекта возводимого здания, и который нанимает рабочих, вынужденных строить неизвестно что?
А этот проект для его достижения востребует определенную идеологию, своих героев, которым будут подражать, определенные государственные институты убеждения и принуждения для мобилизации населения.
Сейчас всего этого нет. Следовательно, ни о каком развитии человека в существующих условиях речи быть не может. В условиях отсутствия высокой цели, культуры, нормального общественного бытия человек может только деградировать. Что мы сейчас и наблюдаем. Дистанционное обучение, уход от функции воспитания коллективом, только усугубят существующие реалии. Уход от образования, дающего кругозорные знания, лишает человека аналитического мышления. А такими людьми, действительно, легко манипулировать.
«Человека можно запутать фактами, но если он знает тенденции, то его запутать очень сложно», - говорил Аллен Даллес.
Сейчас всем здравомыслящим людям просто необходимо объединиться и дать достойный отпор негативным тенденциям в образовании. Иначе быть беде…
Александр Волков, член Общественного совета по НОК при Минобразования Новосибирской области