Правительство Калининградской области
Изображение: © ИА Красная Весна
Против внедрения стандартов так называемой «Цифровой школы» протестуют калининградские родители. Мнение родителей Калининграда опубликовал 20 января портал «Клопс».
Елена Фролова, биолог, ее дочь учится во втором классе, делится опытом дистанционного обучения, на котором дети находились весной 2020 года, в своей семье.
«Я на личном опыте увидела, какие трудности испытывает ребенок со зрением, с головной болью, с вниманием, когда постоянно занимается с помощью компьютера и планшета. Школы наполняются техникой, подключаются к интернету, — говорит она, — у детей развивающийся организм, когда они находятся в электронной среде, последствия могут быть печальны».
Особо Елена отмечает то обстоятельство, что нет никакой информации о том, что разработчики цифровой образовательной среды (ЦОС) проводили исследования о том, каким образом эта среда повлияет на здоровье детей в долгосрочной перспективе.
По её мнению, внедрение стандарта цифровой школы приведет к тому, что «ребенок будет всё больше пользоваться мышкой, а не писать от руки», хотя такой переход и будет постепенным.
С Еленой Фроловой согласна Марина Терезина — педагог, мама двойняшек-шестиклассников.
«Ребенок должен писать, чем больше он тыкает пальцами в экран, тем меньше развивается моторика руки, ухудшается работа мозга», — напоминает она. По её словам, зацикленность на гаджетах приводит к тому, что ребенок не сможет научиться выстраивать логические взаимосвязи и восстановить эту способность будет невозможно.
Марина Терезина также говорит о том, что с введением цифровой образовательной среды просто произойдет перенос «дистанта» в школьные стены, произойдет его окончательное закрепление в образовательной практике. Она уверена, что это приведет к ухудшению качества знаний.
«Когда я изучала документы, там прописано, что со временем учитель будет находиться отдельно и сможет вести урок у нескольких классов. Не будет необходимости находиться в одном кабинете», — говорит Марина.
Она также делится опытом весенней «дистанционки»: «Весной мне было очень больно наблюдать, как ребенок старался, но не получал результата. Когда нет связи с учителем, когда знания преподаются посредством голосовых сообщений, ребенок не до конца умеет правильно разобраться в теме. Для школьников недопустима такая форма образования. Нет возможности живого общения ни с учителем, ни с учениками», — говорит она.
Ольга Гехт, мама четвероклассницы, напомнила об опасности, которую несет сбор личных данных в единой системе цифровой образовательной среды.
«По данным МВД, на 1 октября 2020 года в розыске находятся более тысячи детей. Согласно паспорту ЦОС, в базе данных будет находиться вся информация: пол, возраст, увлечения, характер, — говорит она, — кто защитит детей от сектантов, наркодилеров, педофилов? Дети наивны. Кто будет нести ответственность, если ЦОС взломают?»
«Мошенники смогут получить телефон ребенка, позвонить: „Твоя мама сказала тебя подвезти, поехали“. Мошенники будут знать, что любит конкретный ребенок и когда у него заканчиваются уроки», — обеспокоена Ольга.
Мама четверых детей, психолог-педагог по образованию, предприниматель Татьяна Хачатрян отмечает большие изменения, которым подверглась программа ЦОС со времени своего появления в 2016 году.
«В первой версии ЦОС преподносилась как инструмент развития технологий, онлайн-обучения. Основными пользователями должны были быть студенты. Сейчас это школьники. Мы не против прогресса, мы против того, как это скажется на детях», — заявила Татьяна.
Она отметила, что согласно программам ЦОС и «Цифровой школы» тестировать и определять будущее ребенка будет искусственный интеллект.
«В состоянии ли программа чувствовать ребенка? Нет, не может она учитывать личностные особенности: мечты, характер, успехи. Так мы полностью отсекаем эмоциональную сферу. Бездушный алгоритм не вправе решать за человека», — уверена Татьяна.
«Где закреплено в законе или в научных исследованиях, что ребенок в процессе развития останавливается и достигает, например, в четвертом классе уровня, когда понятны его склонности? Дети, оканчивая школу, не могут определиться, что им нужно в жизни. А тут малыши, почему мы им будем навязывать траектории развития, которые изменить нельзя? Если у ребенка будет направленность, математическая или гуманитарная, то у него формируется фрагментарное представление о мире. Он будет человеком одной операции. Он не сможет перейти в другую сферу», — говорит многодетная мама.
Елена Гладилина, мама троих детей, учитель начальных классов, психолог сомневается в компетентности создателей программы:
«У людей, которые составляют программу, нет знаний детской психологии и педагогики. У них нет практического опыта. Программу пишут экономисты, айтишники, философы. Это не те люди, которые воспитывают школьников-медалистов. Учителей нет в списке составителей программы».
Елена отмечает, что новую систему образования пишут 19 авторов, среди которых нет известных имен, практикующих педагогов. Все они «из периферии, нет Москвы и Петербурга».
«У меня вопрос конкретно к тем, кто внедряет эту программу: у нас в регионе это люди, которые не работали в школе», — заключает она.
Напомним, министерством просвещения Российской Федерации опубликован проект приказа «Об утверждении стандарта „Цифровая школа“». Стандарт предусматривает создание условий для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в государственных (муниципальных) образовательных организациях общего и среднего профессионального образования «в целях формирования ИТ-инфраструктуры для обеспечения беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам».
Стандартом «Цифровой школы» рекомендуется руководствоваться при реализации основных образовательных программ.
Калининградская область вошла в перечень регионов, в которых осуществляется эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Напомним, что участие в эксперименте всех участников образовательного процесса добровольное.
Комментарий РВС
Чиновники, занятые по своим должностным обязанностям продвижением цифровизации в образовании («модернизацией» образования), уверяют, что «Цифровая школа» — всего лишь инфраструктурный проект, который заключается в оснащении школ оборудованием и широкополосным интернетом, а дистант вводится якобы временно — из-за пандемии.
Но знакомство с документами, на основе которых происходит внедрение цифровой образовательной среды, говорит о том, что осуществляется полное переформатирование системы образования, слом её концептуальных основ. Отметим, идет без какого бы то ни было обсуждения в обществе, или хотя бы депутатском корпусе, только на основании ведомственных документов.
Дающее широкую картину мира и системное мышление знание-ориентированное общее образование, и так уже почти уничтоженное, по планам цифровизаторов должно окончательно уйти в прошлое, а ребенок с самого раннего возраста должен направляться по «индивидуальной траектории», параметры которой, после того, как технологии будут окончательно отработаны, начнут определяться искусственным интеллектом