28 февраля 2021 года в Новосибирске состоялся Круглый стол на тему «Гуманистические аспекты и социальные последствия внедрения "Цифровой образовательной среды» и дистанционного обучения». Почему была выбрана эта тема, и какие события предшествовали мероприятию?
В течение нескольких месяцев в Новосибирской области длится противостояние родителей и региональных властей. Ранее спокойный регион буквально был взорван введением во второй раз дистанционного обучения в октябре 2020 года. Родители, ошеломленные результатами дистанта в первую волну коронавируса, были неприятно удивлены действиями властей. Согласно ответам чиновников, менее одного процента заболевших в области учителей и учеников (не уточняется, чем заболели, предположительно ковидом) стали причиной насильственного принуждения к виртуальному обучению.
Решение властей вызвало отторжение со стороны не только родителей, но и общества в целом, такую меру борьбы с коронавирусной инфекцией сочли неадекватной. Родительские чаты и социальные сети переполнялись историями о влиянии дистанционки на физическое и психическое здоровье детей. Про качество обучения, по словам учителей и родителей, вообще можно не говорить. Активные родители постоянно выходили в одиночные пикеты (массовые запрещены) против дистанта.
22 ноября 2020 года Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» («РВС») организовала «Форум родителей за сохранение очного образования, против насаждения «дистанционки»», на котором были представители из 35 общеобразовательных учреждений Новосибирска и Бердска. По итогам Форума была принята Резолюция, которая содержала требования о необходимости пересмотра ограничительных мер, о неприемлемости подмены очного образования суррогатным, даже под предлогом борьбы с коронавирусной инфекцией.
Резолюцию направили президенту РФ В. Путину и губернатору Новосибирской области А. Травникову. В Новосибирске силами родителей были созданы пункты сбора подписей в поддержку Резолюции, и в короткий срок собрали около 3,5 тысяч подписей граждан. Однако в Управлении президента России по работе с гражданами не заинтересовались требованиями граждан и спустили на рассмотрение в регион. От губернатора не было даже промежуточного ответа о том, что обращения граждан спущено в правительство региона. Ответ на требования дали в Министерстве образования области, согласно которому 159 заболевших детей (видимо короновирусом) и 83 работников сферы образования является достаточным основанием для того, чтобы десятки тысяч детей были переведены на дистанционное обучение. В Новосибирской области более 24 тысяч педагогических работников и 186,6 тысяч школьников. Можно прикинуть, насколько весомым является довод Минобра для лишения детей права на достойное образование.
Но, главное, на Форуме был сформирован постоянно действующий орган – «Новосибирский комитет по спасению очного образования» («КСОО Нск»). Благодаря активным действиям граждан дистант в Новосибирской области, который планировался до конца второй четверти, был отменен и во второй декаде декабря школьники вернулись на очное обучение в образовательные учреждения.
Однако во время борьбы за очное образование стало понятно, что «ковидный» период был использован для апробации давно планируемого масштабного переустройства всей образовательной системы. В декабре 2020 года Правительством РФ был принят документ о начале эксперимента введения цифровой образовательной среды (ЦОС) в ряде регионов, в том числе и в Новосибирской области. Обеспокоенность родителей агрессивным внедрением в образовательный процесс ЦОС вызвана заявлениями адептов цифровизации о замене учителя образовательными электронными платформами и знакомством с новой стратегией образования в целом. Стало понятно, что ЦОС может трансформировать дистанционное обучение из временной меры на постоянную основу.
В ответ на агрессивное внедрение цифровой образовательной среды в Новосибирской области одной из форм родительского сопротивления стали одиночные пикеты. Так как по причине эпидемиологичекой ситуации массовые акции протеста запрещены, родители выходили на пикеты поодиночке.
Основная цель пикетов - донести до властей решительное «нет» внедрению ЦОС и продвижению дистанционного обучения. Только за две недели января 2021 года родители провели в Новосибирске и Бердске 50 акций протеста. Они выходили на центральные площади города, вставали с плакатами против цифровизации, деградации и дистанта у зданий администраций и возле своих школ. И даже в те дни, когда держались сибирские морозы - 30 градусов. Причем каждый, кто стоял в пикете, высказывал желание еще раз поучаствовать в протесте.
Кроме привлечения внимания властей к проблеме стояла задача и просветительская. Прохожие читали лозунги, расспрашивали про цифровизацию, поддерживали протестующих. В свою очередь пикетчики давали интервью, делились своим мнением о происходящем, «РВС» и Комитет по спасению очного образования ежедневно публиковали статьи о пикетах на своих информплощадках. По итогам акции был подготовлен видеоролик, который просмотрело большое количество людей.
Следует отметить, что законные пикеты родителей проходили и в те дни, когда сотни новосибирцев собирались на несанкционированных митингах в поддержку Навального. Однако местные СМИ громко и навязчиво освещали незаконные шествия, а родительские пикеты пресса и власть демонстративно игнорировали. Представители власти усердно работают над поддержанием видимости того, что родительского протеста не существует.
Тогда было решено помимо многочисленных публичных акций протеста, публикаций в СМИ, сетях и другой просветительской работы, подготовить и провести Круглый стол, чтобы обсудить с экспертами проблемы и перспективы современного российского образования. Организаторами Круглого стола выступили Новосибирское отделение «РВС» и «КСОО Нск». Участники круглого стола обсудили социальные и психологические последствия от внедрения ЦОС.
Открыла Круглый стол Марина Волкова, член Общественной палаты г. Бердска, Новосибирской области, член «РВС». В своем вступительном слове Волкова заявила: «Масштабная цифровизация из инструмента помощи для человека переведена в доминирующее направление. Наиболее ярко это видно как раз на примере школы. С кого же начинать, как не с детей? Несформированное детское сознание действительно на наших глазах подвергается жесточайшей корреляции». Кроме того, Волкова заявила, что в РФ цифровизация внедряется без учета исследований в разных странах, из которых очевидно, что ЦОС ставит крест на развитии человека.
Связь федерального проекта «Цифровая образовательная среда» с дистанционным образованием и «цифровым следом» школьника представил Александр Болдырев, адвокат, член методической комиссии Адвокатской палаты Новосибирской области, исполняющий обязанности председателя «КСОО Нск». Адвокат заявил, что проект ЦОС однозначно связан как с дистанционным, так и с цифровым обучением, так как в его рамках создается вся необходимая инфраструктура для данных видов обучения. Он также отметил, что в рамках проекта предусмотрены и другие, не менее серьезные, чем дистант, изменения, а именно: должны быть сформированы сообщества «горизонтального обучения» среди обучающихся и педагогических работников, разработана система фиксации «цифрового следа» и выстраивания индивидуальной траектории обучения.
«Нет иерархии знания, учитель не является его носителем. Вместо этого учитель — лишь помощник группы в поиске знания. И, видимо, какое знание найдет группа, то и будет истиной. «Цифровой след» и «индивидуальная траектория обучения» — это практически непреодолимое предопределение человека…. Как человек будет реализовывать свободу выбора, если с детства ему зададут лишь одну траекторию?» — считает Болдырев.
Следовательно, массовый дистант, который так беспокоил родителей в рамках ЦОС потенциально остается и есть еще более страшная закладка разрушения общего уровня образования. Таким образом, становится понятным, почему так невнятны ответы местных властей. Ирина Гребнева, активист, член «КСОО Нск» в своем докладе обратила внимание на то, что «по итогам всей переписки родителей как с региональной, так и с муниципальной властью, даже возглавляемой оппозиционным политиком, можно сделать вывод, что, во-первых, власти не отвечают по существу на вопросы и уклоняются от разъяснения гражданам сути проекта «Цифровая образовательная среда», и, во-вторых, вне зависимости от политической окраски, чиновники всех мастей занимаются продвижением данного проекта и не хотят даже слушать и принимать во внимание позицию граждан, обеспокоенных за судьбу своих детей».
Невнятность, но упорность власти, которая на словах сводит ЦОС к техническому усовершенствованию, открытые документы по стратегии нового образования еще больше уверили родителей в серьезности нововведений. Нарастает напряженность между школой и родителями, где руководство школ безропотно выполняет все рекомендации власти.
Член «КСОО Нск» Оксана Чингаева рассказала, как непросто и в каких сложных условиях проходили пикеты, в том числе отметив отказ СМИ освещать протесты родителей, одновременно широко освещая так называемые навальнинги.
Проблема взаимоотношений родителей и педагогов в период цифровизации образования осветила Ульяна Захарова, практикующий юрист, член «КСОО Нск», отметив следующее:
«До сих пор открытым и нерешенным остается вопрос: почему школа без согласия родителей регистрирует детей на различных платформах и выдает домашнее задание в них, ну и является ли обязательным все это? Директора школ и учителя настаивают на использовании цифровых платформ и не организуют образовательный процесс должным образом для тех учеников, кто не пользуется платформами.
В соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ «Об образовании в РФ» «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается». Мы, родители, сомневаемся, что предложенные методы получения образования безопасны для здоровья. Где подтверждение, что это не нанесет вред здоровью и почему внедрение электронных платформ носит практически насильственный и безальтернативный характер?» Что же это, как не насильственное принуждение к виртуальному миру?
Насколько следование глобальным трендам опасно для нашей страны рассказала Ирина Медведева, клинический психолог, член Союза писателей РФ, директор Института демографической безопасности, вице-президент и соучредитель «Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку». Известный психолог специально приехала из Москвы поддержать усилия новосибирских родителей. В своем докладе «Последствия дистанционного образования для учащихся, их родителей, а также для обороноспособности страны» Медведева, на примерах из своей практики, рассказала о нарастании конфликтности в семье в период нахождения детей дома и подтвердила вредность он-лайн образования для здоровья и психики школьников. По мнению психолога, школа - это совершенно уникальная территория для тренировки функции общения и вообще взрослых отношений. Именно эту психологическую площадку сейчас отбирают. Если смотреть на проблему шире, то, с точки зрения обороноспособности страны, сегодняшние старшеклассники - это завтрашние воины.
«Придут мальчики после «дистанта» в армию со сниженным развитием, с плохим зрением, с неразвитыми мышцами, с невозможностью полноценно общаться, и волевая сфера у них не развита. Это что будет за армия?», — подытожила свое выступление Медведева.
Из выступления участников КС можно констатировать, что противостояние всех против всех это тоже часть технологии разрушения общественного договора.
Заключительный доклад «Внедрение ЦОС и дистанционного обучения как один из способов дегуманизации общества в России и в мире» представил Александр Волков, член Общественного совета по независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности при Министерстве образования Новосибирской области, руководитель Бердского местного отделения «РВС». В своем выступлении Волков рассмотрел доклад «Будущее образования: глобальная повестка», авторами которого являются Сколково, Агентство стратегических инициатив, Высшая школа экономики, Минобрнауки и другие. Документ описывает новые технологии, на которых будет строиться образование в будущем. Докладчик остановил внимание на последствиях распространения этих новых технологий:
«Во-первых, обучение станет «еще более высокостратифицированным. Разделение на страты будет определяться возможностями «живого доступа» (в т.ч. стоимостью этого доступа) к уникальным носителям компетенций – «гуру» и сообществам практик». То есть, в переводе на русский, есть деньги – сможешь пообщаться вживую, нет – ну извини, стратой не вышел!
Во-вторых, (здесь хочу заострить внимание учителей) «массовые знания и навыки будут передаваться в первую очередь за счет автоматизированных решений (на первых этапах — за счет гибридных онлайн/оффлайн форматов, а далее — в работе с полностью автоматизированными системами-наставниками)». То есть сначала учителя, которых авторы доклада называют учитель-репродуктор (сразу вспоминается радиоприемник на стене) еще в каком-то виде будут участвовать в образовательном процессе, а потом необходимость в них вообще отпадет.
В-третьих, ««живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как следствие, будет носить «премиальный» характер — и в большинстве случаев будет организовано не как длинное совместное обучение, а в виде коротких интенсивных сессий. <…> При этом — образование для взрослых будет организовано в большей мере «горизонтально», через взаимообмен знаниями». То есть даже за деньги большинство обучающихся сможет купить «живое» общение только на кратковременный период, да и то не с учителем, а такими же, как он сам, которые учились понемногу чему-нибудь да как-нибудь».
Также в работе Круглого стола приняли участие председатель общественного совета по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка при Уполномоченном по правам ребёнка в Новосибирской области, директора школ, ученые, общественники и родители учащихся.
Из мнений экспертов можно сделать вывод, что идет трансформация не только системы образования, но и всей сферы жизни, через слом культурных традиций, отказа от многомерности и сложности в подходе к воспитанию и формированию человека.
Новосибирский комитет по спасению очного образования вместе с «РВС» решительно настроены на продолжении борьбы за будущее детей и страны. Эстафету экспертных мероприятий продолжают и другие города Сибири. Родители из разных регионов внимательно следят и перенимают опыт новосибирцев. В Иркутске, Братске, Красноярске, Кемерово активисты РВС вместе с родителями проводили родительские собрания, создавали и создают Комитеты и Советы по спасению российского образования, готовят Круглые столы. У сибиряков есть надежда отстоять достойное образование для детей.