С распадом СССР, с отказом от цензуры, с отсутствием информационной и культурной политики государства на нашу территорию стало проникать огромное количество кинопродукции разного качества, рассчитанной на разный возраст и вкус. Так как наш «Союзмультфильм» впал в кому, место российских и советских мультфильмов быстро заняли зарубежные. Среди них преобладает продукция американских и японских студий. В наше время продукция мультстудий живет не сама по себе – это целая маркетинговая сеть по производству комиксов, игрушек, одежды, обуви, канцтоваров с изображениями героев сериалов и т.п.
Хочу поговорить именно о японском аниме, так как именно оно, как мне кажется, оказало наибольшее воздействие на нынешних подростков. Родилась целая молодежная субкультура с определенным стилем поведения и общения, манерой одеваться. Некоторые поклонники аниме настолько входили в образ, отождествляя себя с любимыми героями, что возвращать их к реальности приходилось при помощи медицины. В Японии такое молодежное сообщество – клуб любителей анимации – называется «отаку». У нас - «аниме».
Первые японские мультфильмы были сделаны по заказу правительства и носили агитационно-патриотическую окраску. Послевоенные образцы были похожи на диснеевские американские мюзиклы. Со временем, отказавшись от этого жанра, японцы «пошли своим путем», и их фильмы приобрели своеобразие и неповторимый почерк. Выработались свои жанры и направления.
Кодомо — аниме, предназначенное для детской аудитории в возрасте до 12 лет. В нем отсутствует или сильно упрощено идейное наполнение. Сюда же можно добавить характерный рисунок. Часто кодомо-аниме очень близко к европейской или американской анимационной школе и сильно отличается от других видов аниме не только по рисунку, но и по построению сериала. Сюжетные линии не имеют жестоких сцен, а основной смысл не затрагивает сложные социальные проблемы.
Сёнен — аниме для мальчиков и юношей в возрастном диапазоне от 12 до 18 лет. Отличительной особенностью данного жанра является быстрое развитие событий, яркий динамизм в сюжете. В сюжете присутствует большое количество комедийных сцен о мужской дружбе. Образы девушек могут быть проработаны слабо или детально, но они никогда не находятся в центре сюжетной линии. Центральное место в аниме этого жанра занимают технические моменты или сцены сражения.
Сёдзё — аниме для девочек и девушек в возрасте от 12 до 18. В отличие от сёнен, этот жанр изобилует романтическими отношениями. Кроме того, центральным местом сюжета зачастую являются отношения между парнем и девушкой. В поджанре меха-сёдзё повествуется о похождениях девочки, наделенной магической силой.
Сэйнен —аниме ориентировано на взрослых мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Особенностью сюжета является хорошая детальная прорисовка персонажей. В них могут преобладать комедийные моменты, эротическое направление или описание повседневной жизни холостяка.
Дзёсей — аниме предназначено для женщин в возрасте от 18 до 40 лет. В центре сюжета находится повседневная жизнь простой женщины.
По особенностям сюжета выделяют следующие жанры:
Киберпанк — повествует о мире будущего, в котором господствуют различные компьютерные технологии. По особенностям сценария этот жанр приближается к антиутопии.
Паропанк (или стимпанк) — рассказывает об альтернативных мирах, которые находятся на уровне развития, схожем с Европой XIX века. В большей степени преобладает футуристическая линия повествования.
Фэнтези (по мотивам Толкиена), Научная фантастика, Апокалиптика (о наступлении конца света), Постапокалиптика (о жизни после глобальной катастрофы — конца света), Романтика, Мистика, Сверхъестественное, Повседневность, Комедия, Драма, Детектив , Меха (сюжеты с огромными человекоподобными машинами, управляемыми человеком), Боевик.
Существуют также специфические жанры, такие как «Гуро» — комиксы и мультфильмы с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайними формами садомазохизма, каннибализмом. Или «Хентай» — японские порнографические мультфильмы.
Наряду с блестящими работами Миядзаки («Наш сосед Тоторо», «Унесенные призраками») наши дети познакомились с совсем не безопасными образцами японских мультфильмов. Так популярный сериал «Пакемоны» принес своим создателям огромную прибыль, на его основе было создано шесть компьютерных игр, множество другой продукции с изображением монстров из этого сериала (журналы, наклейки, игрушки и т.д.). В сериале преобладают красные и синие цвета, а их мелькание на экране, по мнению психологов, провоцирует суицидальные настроения у детей. По этой причине он был запрещен в Западной Европе, а в бывших странах СССР его крутили по ТВ постоянно.
Некоторые японские мультфильмы несли некий подтекст, были сделаны по определенному заказу. Так известная секта Аум Синрикё долгие годы была заказчиком мультфильмов на различных студиях. В этих мультфильмах был определенный посыл, который потом раскрывался в выпускаемых вдогонку детских журналах. Таким образом эта секта наращивала свое влияние среди молодежи. В мультфильмах мелькали символы секты, присутствовали образы, внешне очень похожие на лидеров Аум Синрикё, в сюжетах просматривался намек на философию и идеологию учения Асахары, его предсказания о конце света и постапокалиптическом мире.
Японское общество, по своей сути, является коллективистским. Аум Синрикё придумала своё ноу-хау для борьбы с этим «пережитком». Часто заказываемые сектой сериалы были в жанре «меха».
Вот что пишет об этом исследователь секты Аум Синрикё преподаватель минской Духовной академии Р.Ю. Артемов : «Сюжет меха-сериалов по большей степени становится связанным с неопределённым будущем, где развитие технологий человечества достигает достаточного уровня, чтобы серийно производить меха-роботов в военных целях. При этом в будущем человечество выходит за пределы космоса и заселяет другие планеты. В большинстве случаев в таких колониях наблюдаются тенденции к антиутопии.
Главный герой, молодой человек, имеет, как правило, тяжёлый опыт в прошлой жизни. Он является своеобразным изгоем общества, не имеет стабильного места проживания и постоянно путешествует. Вскоре вокруг него собираются новые союзники, которые в конечном счете образуют своеобразную фракцию для борьбы со вражеской силой.
Меха-робота главный герой получает случайно, найдя его, как правило, заброшенного. В другой интерпретации главный герой может войти в некий военный альянс, работая в качестве полицейского/патрульного, в таком случае он также получает своего меха-робота.
Сюжеты всех «меха», которые создавались по заказу секты, отличались одной характерной чертой. Главный герой всегда противостоял мнению общества и проходил на протяжении всего сериала путь самосовершенствования. Данный идейный «вброс» был основным условием заказа».
Детям внушалась одна мысль, что не народ, не коллектив, а супергерой-одиночка с помощью маленькой группы, противопоставляющей себя обществу, используя робота, спасает человечество и борется со злом. Эта ложная идея проникает в сознание и становится частью мировоззрения ребенка. Внешне фильм безобиден, и надо обладать соответствующей подготовкой, чтобы вычислить все «закладки» и информационно-психологические «бомбы», закладываемые в сознание детей.
Поэтому, уважаемые родители, внимательно следите за предпочтениями ваших детей и защищайте их от вредной и опасной информации.
Татьяна Нечаева, РВС.