Александр Дейнека. Будущие летчики. 1938
Широкое общественное обсуждение во Франции вызвало заявление о том, что «полеты должны перестать быть частью детской мечты», сделанное мэром города Пуатье, 3 апреля сообщает Le Figaro.
Мэр Пуатье Леонора Монкондюи (Léonore Moncond’huy), представляющая Партию зеленых, сделала это заявление в понедельник, 29 марта, во время заседания муниципального совета, в качестве комментария к решению о постепенной отмене субсидий, выделяемых аэроклубам города.
На возражение представителя партии «Вперед, Республика!» Изабель Шедано, что аэроклубы города «позволили юным жителям Пуатье получить дипломы „приобщения к аэронавтике“ и участвовать в проведении операции „Детские мечты“», позволяющей детям с ограниченными возможностями прокатиться на самолете, мэр-эколог отреагировала следующими словами:
«Печально, но сегодня полеты должны перестать быть частью детской мечты».
Видеофрагмент заседания появился в социальных сетях несколько дней спустя и вызвал целый шквал реакций как граждан, так и политиков и официальных лиц.
Министр транспорта, бывший пилот Жан-Батист Джеббари выразил свое возмущение в Twitter, назвав реплику мэра «авторитарными и могильными разглагольствованиями» и процитировав выдающегося писателя и авиатора Антуана де Сент-Экзюпери: «Сделай из твоей жизни мечту, а из мечты — реальность».
«Удивительна эта способность указывать как думать, что любить, чему умиляться или о чем мечтать. И забыть, что человеческое развитие — это плод мечты и свободы», — отреагировал министр-делегат по связям с парламентом Марк Фено.
Глава региона Иль-де Франс, правый политик Валери Пекресс, осудила «тоталитаризм» зеленых, обвинив их в «лишении детей их мечты», вплоть до желания их «перевоспитать».
Даже левые политики, обычно воздерживающиеся от резкой критики экологов, не скупились на упреки.
«Привет, Пуатье! Мечта всегда свободна. Подпись: Икар», — иронизировал лидер «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон.
«Мы продолжим мечтать, и даже о зеленом самолете», — высказалась Валери Рабо, президент Социалистической группы в Национальной Ассамблее.
Леонора Монкондюи попыталась оправдаться, разместив 3 апреля в социальных сетях видеоролик с заявлением, убеждающим, что краеугольным камнем для нее является «народное образование», и что «именно поэтому сегодня мы привержены глобальному и последовательному проекту, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к желаемому, улыбающемуся и ответственному будущему». Мэр также подчеркнула, что после вступления в должность первым решением ее команды было «введение плана „каникулярная поездка для всех“».
Напомним, за последние месяцы зеленые во Франции неоднократно оказывались под огнем критики за действия или заявления, которые значительная часть общественности оценивала как несуразные или возмутительные. Так, мэр Страсбурга Жанна Барсегян была раскритикована за финансирование строительства крупнейшей в Европе мечети Эйюб Султан. В сентябре 2020 года мэр Бордо Пьер Юрмик объявил об отмене большой рождественской елки в городе, назвав ее «мертвым деревом», за что получил неодобрение 72% французов. Тогда же 68% французов осудили слова мэра Лиона Грегори Дусе, назвавшего велогонку Тур де Франс «мачистской» и «загрязняющей».
Комментарий РВС
Французский политический аналитик и публицист Доминик Мазюэ в своей недавно вышедшей книге «Телята и вещи» (Les veaux et les choses — намек на книгу Мишеля Фуко Les mots et les choses — «Слова и вещи») назвал политическую экологию новой «антигуманистической религией». При этом он подчеркнул свойственный ей ханжеский и глубоко мещанский (филистерский) дух.
В условиях постмодернистской цивилизации, перемешавшей все понятия о добре и зле, о благом и вредном, политическая экология фактически стала единственной сферой, претендующей на роль морального регулятора. Все прошлые представления о нравственности она подменила новым почином заботы о «матери-природе» и самобичеванием о якобы зловредной сущности человеческого рода (который, соответственно, было бы желательно сократить в численности).
При этом фанатизм и педантство зеленых доходят иногда до таких гротескных проявлений, что пробуждают в умах европейских политиков даже нечто вроде праведного гуманистического пафоса, который в этих обстоятельствах звучит вовсе не лицемерно.