Модернизация инфекционной службы нужна, чтобы отвечать на вызовы, подобные коронавирусу, заявил 19 апреля замминистра здравоохранения Виктор Фисенко.
На слушания в Госдуме «Законодательное регулирование в сфере здравоохранения. Необходимость или реальность?» Фисенко, в частности, сказал:
«Сейчас у нас прорабатывается вопрос о модернизации инфекционной службы, так как это колоссальная задача, которая обеспечит оказание качественной и доступной помощи по инфекционному профилю и в том числе решит важную государственную задачу. Это вопрос национальной безопасности, потому что все мы знаем, с какими вызовами мы столкнулись в прошлом году, и работа по этому направлению продолжается и сейчас».
Ранее на итоговой коллегии Минздрава министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что в приоритетными задачами на 2021 год являются разработка программы по модернизации системы медицинской помощи пациентам с инфекционными болезнями и обеспечение устойчивости системы здравоохранения России к инфекционным вызовам.
Комментарий РВС
О необходимости модернизации инфекционной службы Мурашко говорил еще в конце сентября 2020 года. Под этим понималось и строительство федерального научно-практического центра, и создание многоуровневой лабораторной диагностической службы, и модернизация инфраструктуры.
Наиболее интересен пункт, обозначенный как «изменение подходов к строительству новых объектов здравоохранения». Совершенно очевидно, что «подходы» необходимо менять и причем срочно. Дело в том, на сегодняшний момент, согласно принципу «деньги идут за пациентом», довольно сложно создать необходимый коечный резервный фонд. Пустующие койки считаются не эффективными, но практика показала, что даже при вспышке коронавируса (а по количественным показателям это скорее вспышка, а не пандемия), коек не хватало, потому что необходимый резерв не был предусмотрен, он считался избыточным. А если начнется настоящая эпидемия, а тем более пандемия, как например пандемия гриппа в начале прошлого века?
А к резервным койкам нужен и резерв инфекционистов. Хотелось, чтобы и он был предусмотрен в обозначенном Мурашко пункте «совершенствование системы управления инфекционной службы».
Ну и конечно этот резерв нуждается в оплате. Поэтому планы минздрава по «созданию порядка оплаты резервных мощностей» очень даже уместны. Обращаем внимание, что слово «создание» говорит о том, таковые мощности еще не были созданы в сентябре 2020 года, либо они были недостаточными. Хотелось бы надеется на то, что теперь все это будет реализовано. В советской системе здравоохранения, называемой на Западе системой Семашко, таковые резервы были и в достаточном количестве.