Изображение: Цитата из х/ф "Новые времена". Реж. Чарльз Чаплин. 1936. США
Рабочие на конвейере
Индивидуализация образования за счет использования информационных технологий позволит создать качественно новую систему образования и одновременно нарастить контингент обучающихся, заявил ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау, 3 ноября сообщает пресс-служба правительства.
Ректор РАНХиГС на встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным уведомил, что в результате цифровизации образования в академии произойдет «индивидуализация наших образовательных траекторий». По его словам это будет сделано за счет использования «цифрового следа» и возможностей искусственного интеллекта (ИИ).
«И разворот информационных технологий в направлении интересов каждого конкретного студента и слушателя как раз позволит создать качественно новую систему образования (надеюсь, мы сможем её тиражировать), и одновременно существенно нарастить контингент обучающихся. Для меня очень важная задача — нарастить контингент, повысив качество», — пояснил Мау.
Ранее, 16 апреля, гендиректор Университета 2035 Нина Яныкина заявила, что в системе образования необходимо использовать возможности ИИ, который будет формировать траектории обучения, исходя из запросов предпринимателей и цифрового досье учащегося.
15 апреля замминистра просвещения Татьяна Васильева заявила, что ведомство намерено использовать ИИ в школе для помощи учителю, а также внедрить в школу «цифровое портфолио учащегося».
Отметим, на проходившем в июне Петербургском экономическом форуме бывший вице-президент Сбербанка Марина Ракова заявила, что качественное образование возможно только при индивидуальном взаимодействии педагога и ученика и поэтому оно будет носить эксклюзивный характер. В массовом образовании будут использоваться технологии, основанные на обработке больших баз данных.
Комментарий РВС
Ректор РАНХиГС по сути говорит о том, что информационные технологии позволяют существенно удешевить систему образования. Предполагается, что использование больших баз данных (так называемый цифровой след) позволит отслеживать каждый шаг человека, а искусственный интеллект на основе этой информации выявит наклонности человека и «подберет» нужные курсы для их дальнейшего развития.
На выходе такой конвейерной системы образования мы получим стандартизированного исполнителя, подготовленного под конкретную задачу. Мау неспроста упоминает как важную задачу обеспечение качества подготовки специалистов. Ведь подготовленные таким «машинным» способом они будут неспособны к творческому решению задач.