По мере того, как в последние годы холодное свечение экрана смартфона сопровождало все больше и больше подростков из спальни в школу и обратно, усиливалось и беспокойство родителей относительно влияния технологии на своих отпрысков. Об этом пишет 29 марта газета The New York Times.
И неудивительно, что исследователи Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ) тайно изучают, как его приложения разрушают представления девочек о том, каким должно быть тело, врачи фиксируют нервные расстройства, вызванные TikTok, а прокуроры и законодатели обещают привлечь компании социальных сетей к ответственности за причинение вреда детям.
Но на заднем плане ведется тихая научная дискуссия, которая ставит под сомнение вопрос о том, действительно ли социальные сети вообще наносят большой вред. В то время как несколько исследователей утверждают, что существует мощная причинно-следственная связь между цифровыми технологиями и ростом числа проблем с психическим здоровьем, другие возражают: риск причинения вреда большинству подростков невелик. Он оказывает примерно такое же влияние на их благополучие, как ношение очков или регулярное употребление картофеля, как формулирует это одна из научных групп.
Приверженцы последнего подхода опубликовали большое многолетнее исследование, в котором, по словам независимых экспертов, содержится необычно детальный и строгий взгляд на взаимосвязь между социальными сетями и отношениями подростков к жизни.
Анализируя ответы более 84 000 респондентов всех возрастов в Великобритании, исследователи выявили наличие у подростков двух различных периодов, когда интенсивное использование социальных сетей приводило к снижению оценок «удовлетворенности жизнью»: сначала в период полового созревания — в возрасте от 11 до 13 лет для девочек и от 14 до 15 лет для мальчиков — а затем снова для обоих полов в возрасте около 19 лет.
Как и многие предыдущие исследования, это показало, что связь между социальными сетями и благополучием подростка была довольно слабой. Тем не менее, это наводило на мысль о том, что существуют определенные периоды в развитии, когда подростки могут быть наиболее чувствительны к технологиям.
«Мы действительно рассмотрели, что связи между социальными сетями и благополучием могут быть разными в разных возрастах, и обнаружили, что это действительно так», — сказала Эми Орбен, психолог-экспериментатор из Кембриджского университета, которая руководила исследованием.
Для большинства подростков в Соединенных Штатах экраны смартфонов — большая часть жизни, продолжает издание. Как показывают недавние опросы, у девяти из 10 американских подростков есть смартфон, и они проводят много часов в день, уставившись на него, — смотрят видео, играют в игры и общаются через социальные сети.
Поскольку за последние два десятилетия использование социальных сетей среди подростков резко возросло, а также возросли и показатели депрессии, тревоги и самоубийств, это заставило ученых задаться вопросом, могут ли эти поразительные тенденции быть связаны.
Некоторые предполагают, что социальные сети могут оказывать косвенное влияние на счастье, вытесняя другие виды деятельности, такие как личное общение, физические упражнения или сон, которые имеют решающее значение для психического и физического здоровья. Например, интенсивное использование социальных сетей, по-видимому, нарушает режим сна подростков.
Тем не менее, исследования, направленные на установление прямой связи между социальными сетями и благополучием, не выявили многого. «Их было проведено несколько сотен, и почти все они показали довольно незначительные эффекты прямого воздействия», — сказал Джефф Хэнкок, поведенческий психолог из Стэнфордского университета, который провел мета-анализ 226 отчетов о таких исследованиях. В качестве достоинства работы британских коллег он отметил широкий охват респондентов по возрасту и по количеству.
Тем не менее, пишет NYT, хотя новый отчет был составлен на основе более обширных наборов данных, чем предыдущие исследования, по мнению экспертов, в нем, тем не менее, отсутствовала некоторая информация, которая была бы полезна при интерпретации результатов.
Например, не идеально ожидание целого года между поставленными вопросами и получением ответов на них. Респондентов спрашивали, сколько времени они тратили на общение в социальных сетях, но им не задавали вопрос, как это происходило — ведь общение с незнакомыми людьми параллельно с участием в видеоигре может привести к иным эффектам, чем переписка с группой друзей из школы.
В целом же взятые вместе с прошлыми работами в этой области полученные результаты свидетельствуют о том, что, хотя социальные сети не сильно влияют на большинство подростков, их воздействие может нанести значительный ущерб небольшой подгруппе. Но каковы риски для конкретного ребенка, предсказать невозможно, констатирует газета.