Самуэль Гриффит.Черные деревни в Англии, запад Бирмингема. 1873
На фоне возникающего на горизонте дефицита электроэнергии из Европы приходит всё больше сообщений о том, что правительства расконсервируют угольные электростанции.
Власти Австрии договорились с коммунальным предприятием Verbund о переоборудовании и перезапуске ТЭС. Станция в Меллахе хоть и не работала последние годы, но всё равно была переделана под работу с газом. Теперь ее хотят перенастроить на работу с углем и вернуть в строй. Таким образом, Австрия, ставшая в свое время второй страной Европы, полностью отказавшейся от угля при выработке электроэнергии, возвращается к его использованию.
Министр экономики Германии Роберт Хабек (что примечательно, сопредседатель экологической партии «Союз 90 / Зеленые»), заявил о необходимости использования угля для выработки электроэнергии. «Горько, но снизить потребление газа в сложившейся ситуации просто необходимо», — заявил политик в интервью телеканалу ZDF. Об увеличении потребления угля заговорили и Нидерланды.
Возврат к углю
Отвоевание углем старых позиций началось не вчера. В 2021 году объем угольной генерации в мире увеличился на 9%. В Евросоюзе за прошлый год потребление угля выросло впервые с 2017 года, причем сразу на 12%. Серьезный показатель, даже если принять во внимание пониженный уровень выработки пандемийного 2020 года.
Во многом такой рост был обеспечен энергетическим кризисом в Европе во второй половине 2021 года, когда регион одновременно столкнулся с ростом потребления электроэнергии, падением ветрогенерации из-за безветренной погоды и пустыми подземными газовыми хранилищами. Это привело к резкому росту цен на газ в августе-сентябре и к еще большей востребованности угля.
Зависимость от России
Новая волна интереса к углю в Европе возникла весной, на фоне заявления ЕС о необходимости отказа от российского газа. В мартовском отчете Международного энергетического агентства под названием «План из 10 пунктов по уходу Европейского союза от зависимости от российского газа» переход с газовой энергетики на угольную заявлялся как одно из краткосрочных решений.
Но здесь Европа столкнулась с еще одной проблемой. Главным поставщиком угля в Европу также является Россия. Она поставляет в регион 45% от всего потребляемого угля, причем в сфере энергетического угля эта доля еще больше — 70%.
Евросоюз пытается бороться и с этой зависимостью. В пятом пакете санкций, принятом 10 апреля, вводится запрет на поставки угля из России. При этом оговаривается отсрочка на 4 месяца — до 10 августа странам союза разрешается получать уголь из России по заключенным ранее контрактам.
В попытках найти альтернативу российскому углю Европа резко нарастила импорт из ЮАР — одного из крупнейших поставщиков угля в мире. Агентство Reuters сообщило, что за первые пять месяцев 2022 года ЕС импортировал на 40% больше угля из Южной Африки, чем за весь 2021 год.
Но подобная смена поставщика недешева. Везти уголь из Африки намного дальше, чем из соседней России, и в Европе за год средняя цена на уголь с доставкой выросла на 152%.
А что с экологией?
Европа массово отказывалась от угольных электростанций не просто так, а в рамках «зеленого перехода». В отличие от многих остальных направлений перехода, таких например, как тотальный переход на электромобили, отказ от угольной генерации энергии действительно имел смысл. Несмотря на весь технологический прогресс, угольные ТЭС остаются крайне вредными для экологии, что наглядно видно на примере Китая, где до сих пор около половины электроэнергии вырабатывается с помощью угля.
Но после начала спецоперации внезапно оказалось, что пестуемая последние годы экологическая тема вовсе не самая главная и ради антироссийских санкций можно согласиться и на ущерб для экологии. Никакие отговорки о том, что запуск угольных электростанций — это действие краткосрочное, которое никак не повлияет на выполнение стратегических планов по улучшению экологической ситуации, никак не отменяет того факта, что в ближайшее время после увеличения доли угольной генерации по экологии региона будет нанесен существенный удар.
Все для экономии, все для победы над Россией
Но даже перехода на уголь будет недостаточно для отказа от российских энергоресурсов и власти Европы призывают к дополнительным мерам. 21 июня глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала к полной реформе рынка электроэнергии. Простые жители Европы тоже могут внести свой вклад в эту реформу и понизить зимой температуру в своих домах на два градуса.
Поведение властей Европы говорит о том, что ни экология, ни элементарное тепло в домах европейцев их не интересует, если речь идет об отказе от российских ресурсов. Это логика военного времени. Согласны ли сами европейцы на энергетическую войну с Россией, которая им никак не угрожает, вопрос интересный. Но драконовские ограничения, введенные по всей Европе в период борьбы с пандемией, показали, что мнение жителей Европы власти этого региона заботят мало.
Поэтому европейцы, скорее всего, обречены своими холодными домами, космическими счетами за электроэнергию и проблемами с окружающей средой оплачивать развязанную своими политиками энергетическую войну с Россией.
Дмитрий Тимонин