Рикард Каналс. Больной ребенок. 1903
Вспышка атипичного гепатита у маленьких детей возникла потому, что ограничения не позволили им выработать иммунитет к распространенным вирусам, утверждают ученые из Университета Глазго и больницы Грейт-Ормонд-Стрит в Лондоне, 25 июля пишет The Times.
Ученые связали вспышку с вирусом, называемым аденоассоциированным вирусом 2 (AAV2). AAV2 сам по себе не вызывает заболевания и нуждается в репликации другого типа вируса, обычно аденовируса, который вызывает симптомы простуды.
У детей обычно вырабатывается некоторый иммунитет к этим вирусам в раннем возрасте, но изоляция уменьшила их воздействие на насекомых и сделала их восприимчивыми.
Ученые считают, что в некоторых редких случаях коинфекция аденовируса или вируса герпеса с AAV2 вызывала серьезное осложнение в виде гепатита, что объясняет недавний всплеск болезни.
Острым гепатитом в Великобритании заболели 268 детей, а во всем мире зарегистрировано более 1000 случаев.
В четырех из десяти случаев заболевания в Великобритании потребовалась интенсивная терапия, а 12 детям была проведена трансплантация печени. Обычно гепатит вызывается вирусами, известными как гепатит А-Е, но дети дали отрицательный результат на эти вирусы, что озадачило ученых.
Теперь команда из Университета Глазго и больницы Грейт-Ормонд-Стрит в Лондоне опубликовала исследование, показывающее, что 96% детей были инфицированы AAV2.
Профессор Джудит Брейер, вирусолог больницы, сказала: «В период карантина, когда дети не общались, они не передавали вирусы друг другу. У них не вырабатывался иммунитет к типовым инфекциям, с которыми они обычно сталкивались».
«Когда ограничения сняли, дети стали смешиваться, вирусы стали свободно циркулировать — и они вдруг с этим отсутствием предварительного иммунитета подверглись целому ряду новых инфекций», — добавила она.
По словам Брейер, ученые так до конца и не поняли, что привело к острому всплеску, но исключили прямое влияние COVID-19. «Хотя у нас все еще есть некоторые вопросы без ответа о том, что именно привело к этому всплеску острого гепатита, мы надеемся, что эти результаты могут успокоить родителей, обеспокоенных COVID-19, поскольку ни одна команда не обнаружила прямой связи с инфекцией SARS-CoV-2, — подчеркнула она. — Однако наши данные указывают на то, что AAV2 в печени и/или в крови больных является самым сильным биомаркером гепатита».
«Кроме того, наличие HHV6 и аденовируса в поврежденной печени, удаленной у пяти детей, нуждавшихся в пересадке печени, вызывает вопросы о роли одновременного инфицирования этими тремя вирусами в наиболее тяжелых случаях», — уточнила врач.
Исследователи проанализировали образцы крови и печени заболевших детей. Они обнаружили, что AAV2, который не может размножаться без «вспомогательного» вируса, такого как аденовирус, присутствовал во всех девяти случаях в исследовании в Глазго и в 16 из 17 случаев в исследовании в больнице.