Каспар Давид Фридрих. Двое, созерцающие луну. XIX в.
Интерес к новой американской лунной программе «Артемида» подстегивают недавние неудачи при попытках осуществить пробный запуск к Луне перспективной американской ракеты-носителя.
Одновременно с этим Китай успешно осуществляет «пошаговую стратегию» освоения космоса, повторяя этап за этапом, пройденные в свое время СССР и США. Это не может не вызывать беспокойства Вашингтона, где темпы продвижения по космосу замедлились.
ИА Красная Весна предлагает перевод статьи с анализом причин новой космической гонки США и Китая, опубликованной 15 сентября изданием The Japan Today.
Первый американский полет на Луну после полувекового затишья обеспечивает не только ракетное топливо. Соперничество с процветающей космической программой Китая стимулирует усилия НАСА по более масштабному и быстрому возвращению в космос, поскольку обе державы стремятся вернуть людей на Луну и создать первые лунные базы.
Американская разведка, военные и политические лидеры ясно дают понять, что в космической программе Китая они видят множество стратегических вызовов для США. Это является отголоском американо-советского соперничества, которое привело к лунной гонке 1960-х годов. Китай быстро анализирует гражданские и военные космические достижения США и достигает все новых и новых собственных успехов.
Что касается военной составляющей, то США и Китай обмениваются обвинениями в создании космического оружия. Высокопоставленные представители министерства обороны США предупреждают, что Китай и Россия наращивают свои возможности по выведению из строя спутниковых систем, которые лежат в основе американской разведки, военной связи и сетей раннего предупреждения.
В космической гонке есть и гражданская сторона. США опасаются, что Китай возьмет на себя ведущую роль в освоении и коммерческом использовании космоса, а также станет пионером в технологических и научных достижениях, которые позволят Китаю вырваться вперед по силе в космосе и престижу на Земле.
«За десятилетие Соединенные Штаты превратились из бесспорного лидера в космосе в простого участника в соревновании», — считает сенатор-республиканец из Оклахомы Джим Инхоф. Об этом он заявил на этой неделе на слушаниях в Сенате по делам вооруженных сил. «Все, что делают наши военные, зависит от космоса».
На других слушаниях в прошлом году администратор НАСА Билл Нельсон продемонстрировал изображение, переданное китайским марсоходом, который тогда только что приземлился на Марсе. «Китайское правительство собирается высадить людей на Луну в ближайшее время, — сказал он. — Это должно помочь нам избавиться от нашего ничегонеделания».
НАСА готовится объявить новую дату запуска испытательного полета на Луну без экипажа Artemis 1. Старт ожидают в этом месяце или в октябре. Две первые попытки запуска за последние недели были сорваны из-за технических проблем.
Китай также намерен отправить астронавтов на Луну в этом десятилетии, а также создать там роботизированную исследовательскую станцию. После этого и США, и Китай намерены создать обитаемые базы на южном полюсе Луны.
Россия присоединилась к лунной программе Китая, в то время как 21 страна подписала предложенные США руководящие принципы и порядки в гражданском и коммерческом освоении космоса.
Все эти усилия предпринимаются через 50 лет после того, как американские астронавты в последний раз закрыли двери модуля «Аполлон» и стартовали с Луны в декабре 1972 года.
Некоторые эксперты по космической политике отвергают разговоры о новой космической гонке, видя большие отличия современных реалий от стремления Джона Ф. Кеннеди во время холодной войны превзойти «Спутник» Советского Союза и первым доставить людей на Луну. На этот раз и США, и Китай рассматривают лунные программы как ступеньку в поэтапных программах по исследованию, освоению и потенциальной эксплуатации ресурсов и других неиспользованных экономических и стратегических возможностей, предлагаемых Луной, Марсом и космосом в целом.
Помимо достижений в области технологий, науки и рабочих мест, которые сопровождают космические программы, сторонники «Артемиды» указывают на потенциал добычи полезных ископаемых и замороженной воды на Луне или использования Луны в качестве базы для разведки астероидов — администрация Трампа, в частности, подчеркнула перспективы добычи полезных ископаемых. Видят потенциал и в космическом туризме и других коммерческих начинаниях.
Что касается космоса в более широком смысле, только у американцев есть десятки тысяч спутников над головой, что, по словам Космических сил США, составляет полтриллиона долларов глобальной космической экономики. Спутники управляют GPS, обрабатывают покупки по кредитным картам, помогают поддерживать каналы телевидения, радио и сотовых телефонов и предсказывают погоду. Они обеспечивают способность военного и разведывательного сообщества отслеживать предполагаемые угрозы.
В мире, где Китай и Россия сотрудничают, пытаясь превзойти США в космосе, и где некоторые миллиардеры реализуют свои частные космические инициативы, было бы опрометчиво оставить славу и стратегические преимущества от освоения Луны и космоса исключительно таким людям, как председатель Китая Си Цзиньпин и магнат Tesla Илон Маск, говорят сторонники «Артемиды».
Лунные программы сигнализируют о том, что «космос станет ареной конкуренции на фронте престижа, демонстрируя передовые технические знания и ноу-хау, а затем и на военном фронте», считает Аарон Бейтман, профессор истории и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона и член Института космической политики.
В таких предупреждениях нет недостатка в дни, когда программа «Артемида» движется к своему первому старту. «Пекин работает над тем, чтобы соответствовать Штатам или превосходить возможности США в космосе. Он желает получить военные, экономические и престижные преимущества, которые Вашингтон получил от космического лидерства», — предупредило разведывательное сообщество США в этом году в своей ежегодной оценке угроз.
В прошлом месяце исследовательская группа, работающая по заказу Пентагона, заявила, что «Китай, похоже, находится на пути к тому, чтобы превзойти США в качестве доминирующей космической державы к 2045 году». Это называется «частью китайского плана по продвижению авторитаризма и коммунизма» здесь, на Земле.
Это заявление вызвало горячие споры между китайскими и американскими официальными лицами.
Китайская космическая программа руководствуется мирными принципами, заявил в июле представитель Министерства иностранных дел Чжао Лицзянь. «Некоторые официальные лица США постоянно очерняют нормальные и разумные космические начинания Китая», — сказал Чжао.
Полет на самой мощной ракете, когда-либо созданной НАСА, — Artemis 1 — предполагает пятинедельную демонстрационную программу с выведением испытательных макетов корабля на лунную орбиту.
Если все пройдет хорошо, американские астронавты в 2024 году смогут облететь Луну и приземлиться на нее в 2025, завершив программу, которая обойдется в 93 миллиарда долларов за более чем десятилетний период.
НАСА намеревается включить в первый американский экипаж, который снова ступит на Луну, женщину и «цветного человека».
Уроки, извлеченные при возвращении на Луну, помогут на следующем этапе — этапе полетов людей на Марс, заявляет космическое агентство.
Между тем, амбициозная космическая программа Китая отстает от американской на целое поколение. Но его секретная, связанная с военными, программа быстро развивается и создает особые миссии, которые могут вывести Пекин на передний край космических полетов.
У Китая уже есть марсоход, подобный американскому. Китай добился и первой в истории посадки на обратной стороне Луны.
Китайские астронавты вносят новые штрихи в свою постоянную орбитальную космическую станцию.
Договор ООН по космосу 1967 года, призванный начать формирование барьеров для освоения космоса, запрещает кому-либо заявлять о суверенитете над небесным телом, размещать на нем военную базу или запускать оружие массового уничтожения в космос.
«Я не думаю, что это совпадение или случайность, что именно сейчас, в период, который люди называют возобновлением соперничества великих держав, Соединенные Штаты инвестируют ресурсы, чтобы вернуться в космос, — сказал Бейтман, специалист по космосу и национальной безопасности. — Время покажет, превратится ли это в устойчивую программу».
«Конкуренция не обязательно плохая вещь», — говорит сенатор-демократ из штата Делавэр Крис Кунс, член комитета Сената по международным отношениям.
Обеспечивает ли соперничество с китайцами «больший устойчивый интерес к нашей космической программе? Конечно, — сказал Кунс. Но я не думаю, что это обязательно соревнование, которое приводит к конфликту».
«Я думаю, что это может быть соревнование — подобное Олимпийским играм, которое просто означает, что каждая команда и каждая сторона будут продвигаться выше и быстрее. И в результате человечество, вероятно, выиграет», — сказал он.