Борьба с пандемией или цифровой авторитаризм? К чему пришла Австралия

Тенирс Давид. Алхимик в своей лаборатории (фрагмент) 17 век

В ходе принятия различными странами экстренных мер против распространения COVID-19 вперед вырвалось несколько лидеров, опробовавших на своем населении самые разные формы и методы контроля. Одним из наиболее ярких государств в деле строительства «цифрового концлагеря» стала Австралия, продолжающая экспериментировать с внедрением всё новых и новых поражающих людей законов и продуктов.

Уже и в западных странах традиционно настроенные граждане начинают осознавать, куда движется мир с трендом, именуемым «пандемией». Пример Австралии подвергнут анализу в статье Саманты Флореани, которая является частью серии Pandemic of Control (Пандемия контроля). Целью серии является общественное обсуждение роста цифрового авторитаризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе под предлогом сдерживания COVID-19. Пандемия контроля — это инициатива EngageMedia в партнерстве с CommonEdge.

Саманта Флореани в настоящее время работает ведущей программы в Digital Rights Watch, где она выступает за права человека в эпоху цифровых технологий. Ранее она была специалистом по вопросам конфиденциальности и технологий в Salinger Privacy, а также членом правления Австралийского фонда конфиденциальности.

Перевод статьи Саманты Флореани, опубликованной 19 сентября на Global Voices, ИА Красная Весна предлагает вниманию читателей.

В начале 2020 года COVID-19 начал распространяться в Австралии. Правительственная политика взяла курс на «нулевой COVID», что должно было быть достигнуто путем надевания масок, социального дистанцирования и частых карантинов. Внезапно почти все аспекты жизни австралийцев переместились в Интернет.

Во времена кризиса правительства часто спешат с предоставлением себе дополнительных полномочий, многие из которых ставят под угрозу права человека, и редко отказываются от них, когда мы возвращаемся к относительному спокойствию. Повсеместные технологии цифровой эпохи в сочетании с пандемией, требующей от нас изоляции друг от друга, создали почву для будущего, в котором могут расцвести цифровое наблюдение и контроль. В ожидании этого правозащитники призвали правительства соблюдать права человека при любом технологическом ответе на COVID-19. По словам юриста и активистки движения за цифровые права Лиззи О’Ши: «То, что поможет нам справиться с этим вирусом, — это не принуждение и страх, а пропаганда и проведение политики заботы и солидарности».

Цифровые технологии могут сыграть важную роль в поддержке надежных ответных мер общественного здравоохранения. Вопрос не в том, должны ли мы использовать технологии, а в том, как их использовать. Технологический выбор, сделанный правительствами штатов и федеральным правительством Австралии за это время, красноречиво говорит об их приоритетах и идеологии. Последние два года четко отражают следующую тенденцию: вместо того, чтобы использовать технологии для улучшения ухода за больными и поддержки населения, за которое они отвечали, правительства Австралии отдавали приоритет политически значимым проектам, основанным на идеологии надзора и контроля.

В этой статье рассматриваются четыре основанных на технологиях правительственных ответа на пандемию COVID-19. Это, в сочетании с уклонением от прозрачности и нежеланием взаимодействовать с техническими экспертами и гражданским обществом, в конечном итоге привело к появлению технологических решений, которые варьировались от откровенно неэффективных до активно карательных.

Полицейские беспилотники и мобильное наблюдение

В конце 2020 года австралийские СМИ сообщили, что полиция Виктории и Нового Южного Уэльса использует беспилотники для мониторинга и обеспечения соблюдения правил COVID-19 в общественных местах. Это вызвало у общественности серьезную обеспокоенность по поводу возможностей эпиднадзора, в связи с чем полиция Виктории попыталась публично успокоить людей. Наряду с этим в парках и других общественных местах были развернуты мобильные видеокамеры, а система видеонаблюдения, к ужасу и гневу общественности, была перепрофилирована для контроля ограничений, связанных с COVID-19. Многие критиковали действия правительства, агрессивный и карательный подход к мониторингу и штрафованию лиц, нарушающих правила карантина, и выражали обеспокоенность тем, что правительства превышают свои полномочия без надлежащих гарантий, прозрачности или требований подотчетности.

Отслеживание контактов и приложение COVIDSafe

В апреле 2020 года федеральное правительство выпустило приложение для отслеживания контактов COVIDSafe. Это сопровождалось политической риторикой, призванной убедить людей загрузить его. Мы слышали морализаторские метафоры военного времени, заявления о том, что приложение обеспечит защиту от инфекции, «как солнцезащитный крем», и патриотические призывы присоединиться к «Команде Австралии». Австралийской общественности сказали, что необходимо 40-процентное внедрение — цифра, которая, как позже выяснилось, была ни на чем не основана. Приложение скачали более семи миллионов человек, но недоверие к техническим возможностям правительства, неправильное отношение к вопросам конфиденциальности и безопасности, а также технические недостатки в дизайне приложения — всё это привело к тому, что загрузка так и не достигала запланированной цели.

Приложение было разработано для обнаружения и записи уникальных идентификаторов близлежащих телефонов с использованием Bluetooth при условии, что они также используют приложение. Если у человека был положительный результат теста на COVID-19, список всех, с кем он контактировал, отправлялся правительству, которое затем уведомляло тех, кто может подвергаться риску. Важно отметить, что было обнаружено, что приложение не работает, если оно не остается открытым. Это был фундаментальный недостаток, поскольку было непрактично постоянно держать его открытым.

Другой ключевой проблемой была централизованная модель приложения, которая требовала, чтобы правительство выступало в качестве посредника и обрабатывало всю собранную личную информацию. Признавая возможность массовой слежки или других злоупотреблений данными, защитники конфиденциальности и безопасности настоятельно рекомендовали правительству использовать децентрализованный подход. Это было проигнорировано.

Несмотря на это, защитникам цифровых прав удалось добиться от правительства включения мер защиты конфиденциальности в законодательство, регулирующее приложение, включая ограничения, препятствующие использованию данных в целях, отличных от общественного здравоохранения.

Почти через два года после запуска программы, отчет, в котором оценивалась эффективность приложения, показал, что оно не добавило эффективности обычной системе отслеживания контактов, а в некоторых случаях фактически увеличило рабочую нагрузку для отслеживания контактов. Разработка приложения обошлась в 7,7 млн австралийских долларов (5,17 млн долларов США), а обслуживание — в дополнительные 60 000–75 000 австралийских долларов (40 000–50 000 долларов США) в месяц. По состоянию на декабрь 2021 года правительство Австралии отказывается публиковать данные о том, сколько людей продолжают использовать приложение.

Система регистрации по QR-коду

В ноябре 2020 года появился новый процесс «регистрации» в магазинах и заведениях с использованием смартфонов и QR-кодов. Однако внедрение этой системы было хаотичным. Каждое государство устанавливало свои собственные требования, которые сильно различались. Например, в штате Виктория правительство первоначально обязало предприятия собирать личные данные своих клиентов, но это не сопровождалось рекомендациями или поддержкой о том, как сделать это безопасно. Это привело к тому, что многие малые предприятия, практически не имеющие технического опыта в области безопасности, поспешили передать свои требования к регистрации сторонним платформам. Личная информация миллионов австралийцев подверглась риску сбора, использования и продажи в целях, не связанных с общественным здравоохранением.

В конце концов правительства штатов внедрили свои собственные механизмы, позволяющие предприятиям регистрироваться для получения официального QR-кода, позволяющего работать с правительственным приложением для смартфонов. Хотя это частично сняло первоначальную проблему, оно ничего не сделало для решения проблем огромного количества людей, которые тогда поделились своими данными, а теперь получают текстовые сообщения со спамом.

Это также не устраняет озабоченности по поводу того, что правительственные органы собирают и используют данные, собранные с помощью системы регистрации. По меньшей мере в шести случаях полиция использовала данные регистрации в целях обеспечения правопорядка, что было осуждено австралийским комиссаром по вопросам конфиденциальности.

Приложения для домашнего карантина

В октябре 2021 года штат Южная Австралия объявил об испытании приложения для домашнего карантина для смартфонов. Приложение было разработано для обеспечения соблюдения правил домашнего карантина с помощью геолокации и программного обеспечения для распознавания лиц. После судебного разбирательства другие штаты по всей Австралии также объявили, что будут тестировать приложение.

Эксперты в области технологий, юристы-правозащитники и гражданское общество выразили обеспокоенность по поводу использования таких инвазивных технологий без строгой защиты конфиденциальности. Digital Rights Watch и Центр прав человека написали совместное письмо министрам здравоохранения Австралии, призывая их распространить тот же стандарт законодательной защиты, который был введен для приложения COVIDSafe, на любой другой технологический ответ на COVID-19.

Заключение

Несмотря на призывы пострадавших сообществ об усилении поддержки, правительства уделяли приоритетное внимание мерам реагирования, в которых подчеркивался карательный подход, основанный на эпиднадзоре. При этом австралийские правительства неправильно использовали социальную лицензию — неофициальную власть, предоставленную правительству народом, основанную на доверии и уверенности в том, что мы переживем серьезный кризис в области здравоохранения, — для своей собственной политической повестки.

Оглядываясь назад по прошествии двух лет, мы не можем сказать, стоило ли делать эти уступки в отношении гражданских свобод. Не ясно даже, были ли принятые меры эффективными. Тем не менее очевидно, что австралийские правительства подошли к использованию цифровых технологий с идеологической точки зрения, в значительной степени полагаясь на контроль и наблюдение и отодвигая на второй план политику заботы и поддержки.

Важно, чтобы мы извлекли уроки из этого опыта, чтобы в будущем мы могли использовать цифровые технологии для более эффективного реагирования с соблюдением прав человека. Как и предупреждали правозащитники в начале 2020 года, включение прав человека в любой технологический ответ на кризис важно не только для его успеха, но и для обеспечения того, чтобы у нас было общество, частью которого мы рады быть, когда вернемся к временам относительного спокойствия. Австралии не мешало бы усвоить этот урок.

ИА Красная Весна