Кириенко призвал вернуться к традициям советского образования после выхода из Болонской системы


Первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко в ходе педагогической дискуссии "Год педагога и наставника глазами педагога" напомнил о словах главы государства, сказанных во время послания Федеральному Собранию.

"Российская система образования имеет столетние уникальные традиции, которыми мы по праву можем гордиться, и мы не имеем право потерять это наследие, должны его бережно использовать, в том числе и наследие советской школы, которая по праву считалось одной из лучших в мире. Не случайно. Вы слышали в послании во вторник на этой неделе Президент говорил об отказе от Болонской системы и во многом о возвращении к советскому стандарту, который был и в системе высшего образования и среднего образования. <…> Поэтому опираться на всё лучшее, что есть в российской, советской школе, кстати, во всей мировой школе, — это, конечно, абсолютно правильно", - заявил Кириенко.

"Мир очень динамично меняется, поэтому в этом быстроменяющемся мире опираться только на опыт и наследие, ничего не меняя, не получится", - добавил он. "Конечно, это вопрос правильного баланса", - заключил куратор внутренней политики.

ТГ-канал "Образ будущего":

"Сообщение Кириенко о необходимости возвращения к лучшим практикам советского образования — это та соломинка, за которую стоит уцепиться.

При всём скепсисе по поводу этого заявления (учитывая, что долгое время деструктивная модель образования находилась под неусыпным надзором соратницы Сергея Владиленовича Любови Глебовой).

За словом необходимо дело в таком важном вопросе.

На практике возврат к советской системе — это не столько отказ от ступеней бакалавриат/магистратура, эти ступени можно и нужно сохранять.

Базовых вещей три:
1. Воссоздание и универсализация лучших методик советского образования в точных науках. В первую очередь в начальной и средней школе. Вузы, конечно, могут отличаться друг от друга. Начальные математика, физика и химия должны стать обязательными предметами. Алгоритм обучения должен быть един для всех, а преподавание выстроено на муштре и методиках, которые были зарекомендованы в СССР годами. Методики все известны. То же с правилами русского языка. Правила русского языка — это та же математика. Не терпит вариаций. Что касается других гуманитарных наук, от биологии до географии — могут быть варианты в методиках.
2. Экзамены. Не тесты, а умственная работа, более сложные форматы, чем расставление галочек.
3. Оценивать умственную работу школьников должны такие же умные преподаватели, которых требуется подготовить. А не колхоз, воспитывающий детей по своему интеллектуальному развитию. Педагогические вузы должны радикально повысить уровень требований к выпускникам.

Также нужна понятная стратегия вывода из образования коммерческой составляющей.

Чтобы эту контрреформу провести, необходимо передать её в руки других людей, не тех, кто довёл ситуацию до нынешней. Фурсенко и его люди (Асмоловы в том числе) должны уйти в тень и не отсвечивать".

Источник

Комментарий РВС

Сотрудник Администрации президента не мог не выразить согласие со словами Путина о возвращении к стандартам советского образования, о которых с ностальгией вспоминают граждане. Однако Кириенко «уточнил» высказывание президента, когда заявил о необходимости использования всего лучшего не только из советской, но и из мировой школы. 

Судя по тому, что всё постсоветское время говорилось о необходимости приобщения к благами мировой цивилизации, это высказывание выглядит двусмысленно, так как не уточняется, какое «лучшее» будет использовано.

Реформы образования в РФ проводились в том числе ради соответствия так называемым мировым стандартам, что в итоге привело к развалу советской системы образования. В этом контексте заявление высокопоставленного чиновника, курирующего внутреннюю политику страны, по всей видимости должно показать, что результат и направление реформ не подлежат пересмотру? Весьма вероятно, что это так, учитывая высказывания членов правительства и депутатов, ранее опровергавших возможность возврата к советской системе образования.

За три постсоветских десятилетия властная элита формировалась под идею вхождения на Запад и моментально перестроиться в условиях конфронтации с ним она не может. Она продолжает делать то, ей идеологически близко и привычно. В таком случае заявление президента выглядит как ширма, призванная скрыть от населения истинное направление внутренней политики в сфере образования. Для того, чтобы исключить подобную двусмысленность, необходимо сначала признать, что реформы привели к развалу образования, а затем определиться, какое «лучшее» из мирового опыта будет взято на вооружение.