Оноре Домье. «Знаменитое дело». 1840-е годы
Международный уголовный суд (МУС) в Гааге 17 марта выдал ордер на арест президента России Владимира Путина. Такой же ордер выдали на арест уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
«Сегодня, 17 марта 2023 года, II палата предварительного производства Международного уголовного суда выпустила ордера на арест двух лиц в контексте ситуации на Украине: Владимира Владимировича Путина и Марии Алексеевны Львовой-Беловой», — сказано в сообщении пресс-службы суда.
Утверждается, что Путин и Львова-Белова якобы связаны с некими «военными преступлениями». По мнению суда, речь идет о причастности к перемещению населения (в том числе детей) с территорий, освобожденных от власти Киева, в другие российские регионы.
Реакция в России
Кремль жестко ответил на решение МУС о выдаче ордера. В Москве заявили, что ордер не имеет для России никакого значения, так как РФ не является участником Римского статута Международного уголовного суда и обязательств по нему не несет.
«С данным органом Россия не сотрудничает, а возможные „рецепты“ на арест, исходящие из Международного суда, будут для нас юридически ничтожными», — заявила глава пресс-службы МИД РФ Мария Захарова.
В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что саму постановку вопроса в Кремле считают «возмутительной и неприемлемой», добавив, что «Россия, как и целый ряд государств не признает юрисдикцию этого суда». При этом Песков не стал комментировать вопрос о том, скажется ли данное решение суда на международных визитах российского лидера.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас тоже обратил внимание на отсутствие правовых последствий выданного ордера. По его мнению, «приняв столь абсурдное решение, МУС встал на путь самоликвидации». Он добавил, что России следует немедленно выдать ордер на арест всех «судей» МУС.
С Клишасом согласился первый зампред комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров. Он считает, что «было бы неплохо, если бы, например, Басманный суд Москвы выдал ордер на арест в полном составе членов международного суда в Гааге» за разжигание мировой обстановки своими противоправными актами.
«Уверен, что члены этого „трибунала“ сами понимают абсурдность своих шагов, но на них давят неонацисты из ЕС и НАТО, и они вынуждены принимать решения, которые являются ничтожными с юридической точки зрения», — подчеркнул Джабаров.
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин назвал решение суда «дурью», которая говорит о том, что «у Запада истерика».
«Бумажки инопланетного гаагского суда на Россию не распространяются. Вашингтон и Брюссель исчерпали все возможности санкций и недружественных действий», — заявил он, добавив, что нападки на Путина можно расценивать как агрессию против России.
Глава ДНР Денис Пушилин подчеркнул, что решение о выдаче ордера говорит о встревоженности Евросоюза ростом влияния России в Африке и Латинской Америке, где находится большинство стран-участников Римского статута.
«Так что, видится, что у Европы сильная изжога и даже некая истерика насчет нашего влияния и ее изоляции. Раз они уже начали такими клоунскими методами пытаться поставить ультиматумы членам Римского статута о выборе стороны», — заявил он.
Реакция в мире
В Киеве, как и следовало ожидать, выдачу ордера на арест Путина восприняли с восторгом. Президент Украины Владимир Зеленский назвал это «историческим решением». А председатель Верховной рады Руслан Стефанчук заявил, что «это большой шаг в восстановлении мировой справедливости».
В США, ЕС и Великобритании тоже поддержали решение МУС. Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель отметил, что «это начало процесса по привлечению виновных к ответственности». Канцлер Германии Олаф Шольц приветствовал решение, отметив, что «никто не выше закона». А министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли подчеркнул, что «необходимо продолжать работу по расследованию совершенных злодеяний».
Однако в ООН отреагировали совсем не однозначно. Так, представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил на брифинге, что генеральный секретарь Антониу Гутерриш готов и дальше решать вопросы с президентом России.
«Генеральный секретарь ООН будет говорить с тем, с кем считает нужным, для решения стоящих перед ним вопросов», — подчеркнул Дюжаррик.
При этом он добавил, что не может ответить, отразится ли выданный ордер на возможности Путина посещать международные площадки, включая структуры ООН.
Президент США Джо Байден тоже высказался не вполне однозначно. С одной стороны, он заявил, что считает решение суда оправданным, а, с другой, что Соединенные Штаты не признают его на международном уровне.
«Но вопрос в том, что это [решение суда] не признано нами на международном уровне», — сказал Байден.
Президент Сербии Александр Вучич отметил, что решение МУС показывает настрой Запада идти до конца в противостоянии с Москвой. По его мнению, это повлечет тяжелые общемировые последствия.
«В РФ это будет публично осмеяно, а это не тема для смеха. Запад тем самым показал, что пойдет до конца и не беспокоится из-за возможной эскалации конфликта. Много воды еще протечет Дунаем и Савой, Днепром и Волгой, прежде чем кровавый конфликт на Украине прекратится», — сказал он, выступая перед гражданами на площади города Сремска-Митровица.
Вучич отметил, что Запад решил оказать дополнительное давление на страны, которые до сих пор не были остро настроены против России, приведя в пример Турцию и Венгрию. Вместе с тем сербский лидер указал на трудности, с которыми в этой ситуации столкнется его страна, в частности на переговорах в Северной Македонии по урегулированию в Косово при посредничестве ЕС.
Международный уголовный суд в Гааге был создан на основании Римского статута 1998 года. Россия не является участником Римского статута. Его решения не признают в правовом поле ряд других государств, в том числе Китай и Соединенные Штаты. В 2016 году президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение об отказе России участвовать в Римском статуте. Как пояснили в МИД РФ, «суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия».
У Международного суда в Гааге нет прав производить аресты, сам он не сможет привести ордер в исполнение. Поэтому решение носит символический характер. Стоит ожидать, что выдача ордера на арест Путина еще сильнее обострит конфликт на Украине. Решение МУС можно расценить как попытку Запада усилить давление на страны, входящие в Римский статут и поддерживающие партнерство с Россией.
Инна Астафурова