Александр Дейнека. Покорители космоса (фрагмент). 1961
Учащиеся средней школы № 1249 вместе с ветеранами — выпускниками 1-й Московской специальной школы Военно-воздушных сил (ВВС) отметили день рождения Дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова.
В создании спецшкол ВВС большую роль сыграл прославленный летчик Михаил Громов. При его непосредственном участии в мае 1940 года руководство ВВС обратилось в правительство с просьбой «организовать… авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерийских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников».
Желающих попасть в спецшколы оказалось довольно много: молодых людей влекла романтика авиационной службы, чувство долга, стремление защищать Родину.
Изображение: soviet photographer
Громов Михаил Михайлович, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза
Структурно каждая спецшкола была подобна армейскому подразделению: она делилась на роты, взводы. Все подчинялось строгому воинскому распорядку. Надо отметить, что хотя это и было поначалу непривычно, но не тяготило учащихся: ведь сюда шли по зову сердца, заранее настроив себя на преодоление любых трудностей.
Дисциплина была с самого начала жесткая, военная, с летними военными лагерями, формой и строевой дисциплиной, хотя среди преподавателей хватало и гражданских специалистов. Обучение в спецшколе гарантировало поступление в военное училище.
В 1940 году в здании средней школы № 1249 в Чапаевском переулке была размещена 1-я Московская специальная школа Военно-воздушных сил. Она просуществовала 15 лет. Среди выпускников школы были летчики-космонавты Владимир Комаров и Лев Дёмин.
Изображение: Александр С. Моклецов
Герой Советского Союза Комаров Владимир Михайлович
Владимир Комаров вообще был первопроходцем: командир первого в мире экипажа многоместного космического корабля, впервые в истории экипаж совершал полет без скафандров, впервые на корабле была применена система мягкой посадки. Гибель космонавта 24 апреля 1967 года также оказалась первой подобной трагедией во время полета.
Владимир Комаров дважды летал на первых кораблях нового типа: трехместном «Восходе-1» (12–13 октября 1964 года, совместно с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым) и одноместном «Союзе-1» (23–24 апреля 1967 года).
Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Выпускники специальных школ Военно-воздушных сил
Торжественную встречу учащихся школы № 1249 с выпускниками спецшколы Военно-воздушных сил открыла директор школы Алла Даниловна Альшванг. Она отметила, что на встрече присутствуют выпускники Ленинградской, Сталинградской, Кустанайской и Ростовской спецшкол ВВС.
Также учащиеся и ветераны посмотрели фильм о космонавте Владимире Комарове, созданный студией «Роскосмоса».
Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Директор школы № 1249 Альшванг Алла Даниловна
После концерта учащихся школы к молодому поколению обратился ответственный секретарь Совета ветеранов Альберт Милованов. Он рассказал, что специальные школы ВВС подготовили не только кадры для укрепления и развития данного рода войск и авиации в целом, авиационной техники и промышленности, но и 20 космонавтов.
В Одесской спецшколе учились два космонавта — Георгий Шонин и Георгий Добровольский, в Ростовской спецшколе Дмитрий Заикин, в Киевской спецшколе Лев Воробьев, в Воронежской — Анатолий Филипченко и Владимир Шаталов, в Свердловской школе — Анатолий Куклин.
Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Выступление Милованова Альберта Львовича
Младшие школьники готовились к встрече с ветеранами: они нарисовали рисунки и торжественно подарили их ветеранам.
Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Милованов Альберт Львовича с подаренными рисунками школьников
Заместитель председателя общественной организации выпускников 1-й Московской спецшколы Ковалев Юрий Николаевич рассказал о встречах выпускников.
«Первый раз встреча выпускников спецшколы состоялась 9 мая 1956 года. Очень много для организации этой встречи сделала преподаватель школы Ефросинья Андреевна Иванова. На этой встрече мы избрали председателем совета ветеранов инженера-полковника Фролова Виктора Петровича, окончившего спецшколу в 1942 году. Также мы договорились проводить в школе каждый год встречу выпускников 1 октября, мы собирались в этот день в школе каждый год», — рассказал Ковалев.
Также он сообщил, что выпускники 1-й спецшколы ВВС приходят в школу 16 марта — отметить день памяти космонавта Владимира Комарова, который окончил эту спецшколу в июле 1945 года. По просьбе руководства школы, ветераны спецшкол выступают перед школьниками в начале учебного года, приходят в школу на мероприятия, посвященные Дню космонавтики —12 апреля, Дню Победы — 9 мая.
Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Ковалев Юрий Николаевич
«Мы все выпускники спецшкол — дети войны. И я всегда спрашиваю: „Вы помните Великую Отечественную войну?“ Все прекрасно помнят. Я хорошо помню и первый день войны, и день Победы. И то, что мы испытали в годы войны. Я даже врагам не пожелаю таких испытаний», — рассказал он.
В школе с 1996 года действует музей. Каждому из пятнадцати выпусков спецшколы посвящен отдельный стенд. «Мы собрали документы, книги, фотографию, историю этих людей, историю выпуска, рефераты. В музее часто проводят мероприятия со школьниками, отмечают памятные даты нашей истории».
Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Выпускники Сталинградской спецшколы в первом ряду первый слева Куликов Александр Кузьмич, во втором ряду справа налево: Бочаров Виктор Александрович, Полянский Валентин Петрович, Сучков Юрий Пантелеевич
Виктор Александрович Бочаров окончил 7-ю специальную школу ВВС в городе Сталинграде в 1955 году, поступил в Чкаловское военное авиационное училище. В 1958 году он поступил в Военно-инженерную академию им. В. В. Куйбышева. В 1953 году его отобрали для работы в одной из частей Главного управления Генерального штаба ВС РФ, где он прослужил до 1981 года.
Он рассказал о своей учебе в спецшколе: «Когда я поступил, я был в восторге от спецшколы. Что меня удивило — благоустроенный быт: белые простыни в спальне, хорошее питание».
Юрий Пантелеймонович Сучков, выпускник спецшколы 1953 года, рассказал, что у него самые приятные впечатления от проводимых встреч выпускников спецшкол. Благодаря этим мероприятиям он встретился со своими одноклассниками сталинградцами.
«Каждая встреча — это такие, с одной стороны приятные воспоминания, с другой стороны, конечно, грустные — что так быстро прошло время. Когда мы окончили спецшколу Военно-воздушных сил, то казалось, что перед нами открывается необъятная даль и, как говорится, предполагалось, что будет очень длительный путь. Но жизнь промчалась быстро. Когда мы окончили спецшколу, было очень грустно расставаться с друзьями. Мы разъезжались в разные стороны: кто поступал в летные училища, кто в летно-технические училища» — рассказал Юрий Сучков.
Он поступил в Киевское высшее военное авиационное инженерное училище Вооруженных Сил СССР. После окончания училища был направлен в Бакинский округ ПВО, где прослужил три года. Потом был переведен в Москву для переучивания на систему ПВО «Даль».
«Эта система „Даль“ проходила испытания на полигоне в присутствии генерального конструктора С. А. Лавочкина. Ракета успешно перехватила цель. А ночью генеральному конструктору стало плохо с сердцем. Врача рядом не оказалось: 9 июня 1960 года Семен Алексеевич умер, не дожив до своих 60 лет около трех месяцев. После смерти Лавочкина система „Даль“ осталась без хозяина. Академик Расплетин предложил систему ПВО А-125, которую приняли на вооружение» — рассказал Сучков.
Из-за того, что система «Даль» не была принята на вооружение, разработка была закрыта, учебный центр был расформирован. Юрий Пантелеймонович после этого был переведен в военные представители заказчика в Институт точной механики и вычислительной техники имени С. А. Лебедева РАН (ИТМиВТ), в котором были созданы электронно-вычислительные машины для противоракетной обороны страны.
«Затем я был назначен ведущим по разработке вычислительного комплекса для системы противовоздушной обороны С-300. Когда система С-300 была принята на вооружение, то на акте приемки вычислительного комплекса стояла моя фамилия. Также этот институт сделал вычислительную машину для системы С-400. А для создания последующих модификаций комплексов ПВО к этому институту не обращались, а так как для этого института это была основная деятельность, то отсутствие государственных заказов привело отечественный институт к полнейшему упадку»— пояснил Юрий Сучков.
Он рассказал, что у него 28 лет выслуги в армии и 3 года в спецшколе —всего 31 год. Жизнь свою он посвятил Вооруженным Силам. Мечтал в школе о том, что поступит в суворовское училище.
«Первый раз написал письмо в суворовское училище, когда мне было 10 лет, мне ответили, что в училище принимают детей офицеров и детей погибших в Великой Отечественной войне. А мой отец — участник войны, но он не был офицером. Потом как-то узнал о спецшколе ВВС в Сталинграде, написал письмо, меня вызвали на собеседование и приняли в школу»,— добавил он.
Куликов Александр Кузьмич окончил Сталинградскую спецшколу в 1954 году. Потом служил в армии, затем одновременно учился в Механическом институте (теперь это Политехнический) и в институте физкультуры, на тренера по тяжелой атлетике. После окончания института получил направление на завод счетно-аналитических машин в Рязань.
«Так и прошла моя жизнь, 40 лет с утра я работал на заводе инженером, вечером — тренером по тяжелой атлетике», — рассказал Куликов.
Куликов добавил, что сталинградскую спецшколу закончил великий летчик Александр Федотов в 1950 году. К сожалению, он мало известен широкой публике, потому что была перестройка в стране. Федотов был выдающимся летчиком-испытателем, установил 18 мировых авиационных рекордов (из них три — абсолютные): скорости, динамического потолка, грузоподъемности и скороподъемности.
«В общей сложности Федотов 8998 раз поднимал в небо самолеты разных типов и провел в воздухе почти 5 тысяч часов. В этом году торжественно отметили 90- летие Александра Федотова — лучшего летчика-испытателя XX столетия», — подчеркнул Куликов.
Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная Весна
Ульянов Юрий Вениаминович
Юрий Ульянов рассказал, что пришел в авиацию не просто так. Его отчим был связан с авиацией, и с детства запомнились ему все праздники в день авиации 18 августа, которые проходили на аэродроме авиационного училища в городе Батайске.
«Это был традиционный незыблемый праздник. Нас, детей, катали на самолете, разбрасывали конфеты. У меня с детства была любовь к авиации».
«Во время Великой Отечественной войны мой отец погиб 13 октября 1943 года в Кировограде, следом 14 октября 1943 года погиб отчим, он был капитан, политработник, геройски погиб под Запорожьем. Он забросал гранатами вражеский дзот, и его фашисты изрешетили пулями. Во время войны я попал в специальный детский дом для детей погибших на фронте, в 1947 году поступил в спецшколу ВВС в городе Ростове»,— добавил Ульянов.
Юрий Ульянов окончил Ростовскую спецшколу в 1949 году. Поступил в Сталинградское военно-авиационное училище летчиков, после окончания училища служил летчиком-истребителем на Дальнем Востоке, летал на самолете МИГ-15. Его направили в авиационную дивизию, которая участвовала в войне между Северной и Южной Кореей, которая фактически была прокси-конфликтом между США с одной стороны, а Китаем и Советским Союзом — с другой.
Ульянов отметил, что ему повезло, так как он попал к ведущему — Берелидзе Григорию Нестеровичу, награжденному Орденом Ленина, за пять сбитых и два подбитых американских истребителя. Он у него учился мастерству воздушного боя, стрельбе, перехватам нарушителей воздушного пространства.
«Хотя война в Корее закончилась, но не для нашей дивизии. Нарушители бродили вдоль нейтральной территории, с целью собрать разведовательные данные, о наших аэродромах, о нашей авиации. Периодически они нарушали нашу границу, залетали на нашу территорию, тогда мы их перехватывали. Во время учений на высоте 12000 метров — на этой высоте приходилось дышать чистым кислородом — я получил ожог легкого. После длительного лечения в госпитале был демобилизован по состоянию здоровья», — рассказал Ульянов.
После демобилизации он работал диспетчером в гражданской авиации. Потом ему сделал операцию известный хирург Николай Амосов. Перед операцией Ульянов спросил Амосова: «Смогу ли я летать?», Амосов ответил: «Какой ты шустрый, надо сначала выжить».
Ульянов получил инвалидность второй группы. Год проработал секретарем комсомола, но всегда стремился на летную работу. Через Центральную врачебную экспертную комиссию в Москве он прошел со второго раза.
«Разрешили работать только в легкой авиации, пять лет летал на самолете АН-2, налет 5000 часов, в 1969 году допустили в турбовинтовую авиацию, переучился на самолет Ан-24, был командиром корабля на Ан-24 с 1969 по 1978 год. Потом переучился на самолет ЯК-40, командиром корабля пролетал до 1980 года».
В 1980 году его не допустили к летной работе, перевели инспектором по безопасности полетов. С 1982 года он стал начальником штаба летной испытательной станции авиаремонтного завод № 412 в городе Ростове. Проработал там до 1990 года. Общий налет 13 тысяч часов, летал на 10 типах самолетов.
«Мой сын стал заслуженным пилотом, он освоил все современные типы самолетов, его общий налет — 18000 часов»,— отметил Ульянов.
Людмила Грицаева