Фильм 14+. Пропаганда ранней сексуализации

Cегодня, 8 октября  на широкие экраны вышел художественный фильм «14+», рассказывающий о любовных отношениях между четырнадцатилетними подростками.  Картина, по мнению ее создателей, должна транслироваться и детской аудитории - в официальном трейлере говорится, что фильм этот разрешен к просмотру детям от 12 лет.

Но, слава Богу, рейтинг  фильму присвоен 16+. Хотя на рекламных плакатах все еще стоит 12+. Интересно, администрация кинотеатров сознательно вводит зрителей в заблуждение?

Слова  режиссера Андрея Зайцева о том, что фильм рассказывает историю о современных Ромео и Джульетте, являются не более чем спекуляцией. Если уничтожить всю смысловую составляющую шекспировского произведения, изъять из него все, кроме возраста героев и факта  сексуальной связи между ними, то получится фильм «14+».  Сделана картина добротно, юные актеры обаятельны и хорошо играют, но все же не очень понятно, откуда у фильма такое количество фестивальных побед. Вероятно, уровень нашего кино настолько низко упал, что любая более-менее качественная работа вызывает бурю восторгов, но в целом большой художественной ценностью фильм, на мой взгляд, не обладает. Основной рычаг эмоционального воздействия на зрителя -  эротически окрашенные сцены разной степени откровенности, сменяющие друг друга в течение всего фильма.

Он просто пронизан похотью. С первых минут - когда главный герой видит эротическую сцену в кино, и мама срочно показывает ребенку книжку по половому просвещению, изобилующую весьма откровенными картинками- и далее, на протяжении всего фильма нам показывают глотающего слюну мальчика, то заглядывающего под блузку девочке в которую влюблен, то разглядывающего   и поглаживающего  курсором откровенные фотографии этой же девочки в социальных сетях под  тяжелые ритмичные вздохи из какой-то французской песни. Вы еще не забыли, что это фильм о детях? А вот кадры из фильма о великой всепобеждающей любви: http://ic.pics.livejournal.com/tachkasmedom/40684286/8543/8543_800.jpg

Вот, как, оказывается, выглядит любовь. А вы не знали? Вопрос: это у режиссера такой бедный арсенал средств для рассказа о любви или он просто вот так убого понимает любовь? А может, оно вовсе не о ней рассказывает?

 

С какой целью он, например,  показывает, как 14 летняя девочка подносит зеркало к промежности и рассматривает себя?

Но чем дальше всматриваешься в образы ключевых персонажей, тем больше понимаешь, что дело не только в специфическом понимании любви режиссером Зайцевым.

Главные герои в фильме мало говорят, словарный запас и внутренний мир их потрясающе убог. Они ничем не интересуются, их увлечения сводятся к созданию видеороликов сжигания стариков и полицейских, да к примитивным компьютерным играм.

Весьма характерно показана сцена свидания современных, так сказать, Ромео и Джульетты. После недолгой беседы, сводимой к нескольким фразам, мальчик предлагает девочке выпить алкоголя. Ну, а дальше танец, который быстро заканчивается сексом.  Им нечего сказать друг другу.  Их беседы вообще крайне примитивны. Постельную сцену нам не показывают, только ее финал – спящих обнаженных детей. К ней, собственно, и сводится все повествование.

Понятно, почему режиссер смог выразить любовь только через секс. Главные герои - Алексей и Вика  юны и потому обаятельны. Но ничего больше у них за душой нет. Режиссер начисто лишил их внутреннего содержания. Похоже, единственное, что его в главных героях интересует – это играющая гормонами юность. О том, что с ними произойдет, когда они перестанут быть юными, хорошо видно из описания образов взрослых – учителей и родителей. Они показаны уродливыми, опустившимися, проживающими пустую, убогую и бессмысленную жизнь. Они пьют, потом безобразно скандалят, а потом снова пьют. Этакий крайне непривлекательный фон, призванный оттенить историю влюбленной пары.

Если вы подумали, что противопоставляя отцов и детей, режиссер воссоздает извечную драму, борьбы нового со старым, чистоты юности с циничностью и изуродованной пороками зрелостью, то вы ошиблись.

Режиссер совершенно не стремится спасти влюбленных из окружающего их социального ада. Зайцев его описывает без боли и осуждения: финальные титры сопровождаются песней «мы пьяные ложимся, мы пьяные встаем, мы  пьяные родились, мы пьяные умрем» и фотографиями упившихся до скотского состояния, размалеванных, строящих уродливые рожи, хватающих себя за причинные места полуголых подростков.  Подается все это с юмором и задором, как некая норма жизни нынешних школьников.

Таковы и главные герои.  Они довольны жизнью, они ни о чем не мечтают, не стремятся развиваться. А значит, их ждет судьба их родителей. И, в конце концов, они подлежат такой же утилизации, как те старики, которых новые Ромео и Джульетта с таким весельем символически сжигали. Вот такой безрадостный мир создал режиссер и теперь с большим энтузиазмом впаривает нам его как нечто особенное и прекрасное.

Но зададимся вопросом: действительно ли подобное отношение подростков к себе, к жизни, к любви – норма, и нам, взрослым надо смириться с этим, спеть вместе с режиссером осанну ранним сексуальным связям?

Думается, что режиссер лукавит. Есть ведь подростки, которых интересует нечто большее, нежели рассматривание похабных фотографий в соцсетях и возможность раздобыть алкоголь. Кстати, сексуальная распущенность вовсе не является нормальным явлением в среде подростков. Центр молодежных исследований ВШЭ  провел исследование  среди учащихся ПТУ 15–22 лет, среди молодых семей, несовершеннолетних мам». Согласно этой выборке  возраст сексуального дебюта равен 16 годам. Вряд ли  выборка, состоящая из малолетних мам и студентов ПТУ, отражает реальное состояние дел. Скорее  всего, среди большинства подростков вступление в половую жизнь начинается еще позже.

Так происходит, потому что у нас все еще осуждается ранняя сексуализация, у нашего общества все еще живы нравственные нормы, защищающие  детей.

Авторы фильма «14+»  явным образом проблематизирует эти нормы, навязывая нам свои убогие представления о любви.  И не трудно догадаться, к каким выводам придут подростки, если это фильм посмотрят.

Аргументы про возраст Ромео и Джульетты не выдерживают никакой критики. Ромео и Джульетта, кстати, если кто не помнит, тоже поженились. Я уже задавала вопрос  тем, кто их приводит: а вы ВСЕ законы того традиционного общества позапрошлого века хотите навязать современному обществу? Смысл ведь заключается в том, что тогда существовал свод законов общественного устройства, традиций, тесно связанных друг с другом. Что девочку, которую отдавали замуж в 13-14 лет, с рождения к этому готовили, что вступая в брак, она снова оказывалась под контролем и защитой общества и целого сонма традиций. Да и ранние браки часто были формальными:свадьба была некоей сделкой, которую родители будущего мужа и жены заключали между собой. Реальная же семейная жизнь начиналась значительно позже.

.Сейчас же мир совершенно изменился. Мы больше не живем в традиционном обществе, жестко предписывающем человеку образ жизни от рождения до могилы. Ни сексуальные связи, ни серьезная влюбленность, ни даже рождение детей не обязаны приводить к браку, к тому, что о женщине и ее детях кто-то будет заботиться. Каждый волен использовать другого в своих целях, не неся при этом никакой ответственности. Я, естественно, не свожу все отношения между людьми к использованию, но согласитесь, что и этого тоже в жизни хватает.

У нас же такую вот Вику - юную, эмоционально незрелую девочку лет 13-14, мало способную отличать влечение от любви, общество больше не защищает. Ее уже и родители-то защитить не всегда могут. В окружающем информационном пространстве ей постоянно рассказывают о сексуальном раскрепощении, о том, как это круто и здорово, так что «ханжей-родителей» она может уже и не послушать. Особенно, когда авторитет родителей так цинично высмеивается, как это сделано в фильме «14+»

 

Интересно, что создание картины профинансировало Министерство культуры. Как господин Мединский, так много говоривший про нравственные ценности, теперь нахваливает откровенную пропаганду ранних сексуальных связей, не очень понятно.

Вообще, для наших радетелей традиционных ценностей это  фильм как лакмусовая бумажка. Вот, например, Никита Михалков, тоже весьма лестно о фильме  отозвавшийся, на презентации его заявил: «Вы знаете мою любовь к порнухе, и поэтому я сюда пришел».  Может, члены фестивальных жюри  тоже подобными же соображениями руководствовались, давая призы этому фильму?  Уважаемый Никита Сергеевич, а вы детское порно тоже любите? Или это уважаемый мэтр так пошутил? Но тогда он ерничает там, где это совсем неуместно.

Ждем реакций и от других светочей нравственности.

Тачмамедова Жанна, РВС

Регион: