Француз Жак Пеше писал когда-то от имени Розы Бернет: «Всё новое — это хорошо забытое старое».
Так вот, депутаты от партии «Новые люди» решили не мытьем так катаньем, провести через Госдуму небольшую часть нашумевшего законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия».
Тему «семейно-бытового насилия» как какой-то особой формы насилия активно продвигала, будучи депутатом Оксана Пушкина. Выделяя родственников в особую категорию, с которой по закону предлагалось спрашивать строже, чем с посторонних людей, она откровенно признавалась, что заимствует эти идеи на Западе и перед ним же отчитывается.
Теперь «Новые люди» предлагают дополнить статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации абзацем следующего содержания:
«установления запрета на совершение действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения определенных прав либо посягающих или создающих угрозу посягательства на определенные блага».
При этом «Новые люди» почему-то не разъясняют, что скрывается за понятием «определенные блага». Однако известно, что на Западе, в той же Великобритании, понятие насилия сильно расширено за счёт таких категорий как «финансовое насилие», «психологическое насилие», «контролирующее поведение» и т.д.
Всё это закономерно приводит к тому, что люди не хотят становиться родственниками, в частности, отказываются вступать в брак. На фоне усилий по улучшению демографии очень «своевременная» инициатива, согласитесь.
Но на этом депутаты не останавливаются, они предлагают внести новую статью в Гражданский кодекс.
«Статья 14.1. Запрет приближаться и (или) запрет других контактов нарушителя с гражданином
При наличии оснований суд может установить запрет приближаться и (или) запрет на осуществление других контактов нарушителя с гражданином».
Именно этого не хватает в российском законодательстве, по мнению депутатов В.А. Даванкова, С.В. Авксентьевой и К.А. Горячевой, для защиты потерпевших.
В пояснительной записке депутаты отметили, что актуальность законопроекта обусловлена необходимостью установления правовых механизмов защиты граждан, которые подвергаются навязчивому преследованию со стороны других граждан.
Однако аналогичные нормы пытались лоббировать Пушкина и Алена Попова в 2019 году.
Законопроектом № 1183390−6 «О профилактике семейно-бытового насилия» планировалось внедрить в российское правовое поле юридические понятия, в частности:
защитное предписание — документ, выданный органом внутренних дел, определяющий меры защиты пострадавшего. Оно выносится незамедлительно на месте совершения семейно-бытового насилия, выписывает его сотрудник полиции по заявлению пострадавшего;
судебное защитное предписание - судебный акт, который определяет меры защиты пострадавшего;
преследование - неоднократные угрожающие действия, направленные на пострадавшего вопреки его воле, выражающееся в поиске пострадавшего, ведении устных, телефонных переговоров, вступлении с пострадавшим в контакт через третьих лиц либо иными способами, посещении места работы, учебы пострадавшего, а также места его проживания, в том случае, если пострадавший находится не по месту совместного проживания с нарушителем, а также любые иные действия, направленные на пострадавшего, вызывающие у него страх за свою безопасность.
При этом в защитном предписании запрещалось совершать семейно-бытовое насилие, преследовать пострадавшего, приобретать и пользоваться любыми видами оружия. Также защитным предписанием на нарушителя возлагалась обязанность пройти специализированную психологическую программу.
Так что же нового хотят внести депутаты от партии «Новые люди» в российскую действительность? Правильно, НИЧЕГО! Кроме как уже однажды отвергнутые западные подходы. Которые, как показывают многочисленные исследования, и на Западе не работают, зачастую не защищая жертву, а провоцируя более тяжкие преступления. Так, в уже упомянутой Великобритании, с момента принятия закона, расширяющего понятие насилия, растёт число детей, попадающих в больницу после актов реального насилия. А в США, где были введены «охранные ордера», журналисты рассказывали о случаях, когда обладательниц таких ордеров находили застреленными — отстраненные таким образом мужья мстили им за эту меру «защиты».
Разве останавливает людей наличие строгой уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы, от краж, изнасилований и убийств? Нет. Необходимы комплексные мероприятия, направленные прежде всего на воспитание человека, не умаляя при этом действующие нормы закона. Которых в российском законодательстве достаточно для профилактики и пресечения преступлений.
Получается, что депутаты мало что тащат к нам убогие западные нормы, они это делают некритично, без понимания российского законодательства и при этом вводя размытые нормы, которые можно трактовать совершенно произвольно. Совершенно очевидно, что законопроект № 452947-8 от «Новых людей» должна постигнуть судьба антисемейного законопроекта № 1183390−6 : он не должен пройти дальше предварительного рассмотрения Советом Государственной Думы и должен быть возвращен депутатам обратно.
А за депутатами, это предложившими, общественный контроль должен быть теперь особенно строгим. Что еще взбредет им в голову притащить с Запада?