Занимаясь изучением проблем образования, часто приходится обращаться к истории вопроса. Это всегда очень интересно. Подобными изысканиями я хочу поделиться и в этой статье.
Педагог, политический деятель Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939) писала в 1918 году в статье «К вопросу о социалистической школе»:
«Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, средней и высшей школы была одна общая цель: воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь. Такие люди необходимы социалистическому обществу, без них социализм не может осуществиться полностью».
Следующая цитата Н. К. Крупской о трудовом и коллективном воспитании:
«Школа должна укрепить и углубить проснувшиеся общественные инстинкты ребенка, раскрыть перед ним, что труд лежит в основе человеческого общежития, научить его радости творческого производительного труда, дать ему почувствовать себя частью общежития, полезным его членом. <…> Чрезвычайно важно, чтобы работа носила коллективный характер, так как это способствует выработке уменья сообща работать и жить».
Человек всю жизнь живет и работает совместно с другими людьми. Нет большего счастья, чем работать в сплоченном коллективе. И очень сложно, когда каждый сотрудник держит себя отдельно ото всех, сторонится или просто не умеет работать сообща.
Когда же еще и развивать это умение, если не в детстве?
«Самое главное, чем должна отличаться социалистическая школа от теперешней, – это тем, что для нее единственная цель, – возможно полным, всесторонним развитием учащегося; она не должна подавлять его индивидуальности, а лишь помогать ей формироваться. Социалистическая школа – школа свободная, где нет места дрессировке, муштре, зубрежке.
Но, помогая формировке индивидуальности, школа должна подготовить учащегося к тому, чтобы он умел выявить эту индивидуальность в общеполезном труде. И потому второй особенностью социалистической школы должно быть широкое развитие детского производительного труда. <…> Производительный труд не только готовит из ребенка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества в настоящем, и сознание этого факта ребенком имеет громадное воспитывающее значение».
Сколько уже сломано копий на тему «коллективность убивает индивидуальность»? Такое может заявлять только человек без опыта настоящей коллективной работы. Коллективность и индивидуальность – это две стороны одной медали, нельзя противопоставлять одну другой. Это знает, впрочем, каждый педагог. А обучение труду необходимо начинать с детства. И самую настоящую радость ребенку приносит тот его труд, в результате которого получается что-то по-настоящему полезное. Об этом будет писать через 30 лет замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Прошло почти 100 лет с момента опубликования этих размышлений Надежды Константиновны. Что же говорят люди в нашей стране сейчас о целях современной школы? Люди, живущие уже 25 лет не при социализме?
В июле 2015 года был проведен социологический опрос АКСИО-6 о состоянии, целях и задачах образования. Всего опрошено 24506 человек в 75 регионах Российской Федерации.
На вопрос «Что, по Вашему мнению, можно считать целями или главными задачами образования?» граждане России отвечают вполне в духе Н.К. Крупской:
(Возможные цели образования упорядочены по убыванию доли «полностью согласных», что данная цель является главной для образования.)
Можно, конечно, заявлять, что это ненавистный «совок» никак из голов не удается выдернуть. Но, какая, собственно, разница? Нельзя ведь большинству навязать что-то ему несвойственное. То есть можно, конечно, но последствия, обычно, плачевны для навязавшего.
Еще одно интересное распределение мнений на ту же тему из опроса АКСИО-6. Респондентов просили ответить на вопрос:
«Ниже в алфавитном порядке расположены 9 принципов организации обучения в школе. Просим Вас оценить, какие из них более важны, а какие — менее важны для достижения тех целей образования и воспитания в школе, которые важны лично для Вас».
(Упорядочено по возрастанию значения среднего ранга — чем больше значение, тем менее важен данный принцип организации образования.)
И как заключает свою первую статью по теме опроса Ю.С. Крижанская:
«С точки зрения российского народа, хорошее образование — это: хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся».
Итак, можно порадоваться за Надежду Константиновну – за то, что ее нелегкий педагогический труд был настолько эффективен. 100 лет и две насильственных попытки заставить забыть свое советское прошлое не смогли стереть из сознания людей понимание того, что такое хорошая школа.