Цифровой тоталитаризм и разрушение здравоохранения

Цифровизация таких важных с общественной точки зрения областей, как здравоохранение и образование, вызывает ожесточенные дебаты не первый год. Противники безоглядной цифровизации указывают на многочисленные риски и негативные последствия такого подхода. Максимум, что можно услышать от сторонников “цифры”, - это то, что она якобы очень удобна и облегчает жизнь. Апологеты цифровизации, по большому счету, не утруждают себя обоснованиями.
 
И вот она по факту есть, и каждый российский гражданин, вольно или невольно (что чаще), может на своем опыте оценить, что она несет. Недавно и нашей семье в очередной раз пришлось испытать все прелести цифровизации.
 
Все мы время от времени болеем, в этот раз неприятность случилась с моей женой. На фоне серьезной, длительной, с сильным кашлем простуды, начались сильные боли в животе, поднялась температура. Пришлось вызвать врача домой. Вызывали уже утром, через спецсайт, так как опция вызова врача работала только с восьми часов.
 
Около полудня приехала неотложка. Врач (или фельдшер, кто знает), пожилой дородный мужчина, внимательно выслушал жалобы, расспросил про симптомы, помял живот и сказал, что ничего особо плохого не видит, но лучше всё-таки перебдеть, чем недобдеть, и съездить в больницу, чтобы там осмотрели как следует, с аппаратурой:
-   У них аппаратура, а у меня только руки, пусть лучше в больнице посмотрят.
 
Мы согласились с этим аргументом, и медик при нас вызвал скорую, описав симптомы и свой предварительный диагноз. Жена пожаловалась на донимающий уже вторую неделю сильнейший кашель, но врач отмахнулся: “Нам главное с животом разобраться, с кашлем - потом”.
 
“Ну потом - так потом”, – согласились мы и стали ждать скорую. Ее пришлось ждать подольше, но врач нас об этом предупредил: мол, вызовов много, а наш случай не экстренный. Но часов в семь вечера приехала и скорая.
 
Две женщины, невысокие, вежливые, осмотрели, выслушали жалобы, помяли живот и согласились, что везти в больницу надо: “У нас только глаза да руки, а в больнице – техника. Проведут диагностику и назначат лечение”. Простуда и кашель их также не заинтересовали.
 
Скорая, забрав жену, уехала, я занялся домашними делами. Периодически мы списывались с женой и я узнавал, что ничего особенного не происходит, анализы, которые пообещали взять, пока не взяли, а УЗИ, ради которого и уговаривали врачи скорой ехать в больницу, не работает, потому что ночью нет специалиста.
 
Продержав в приемном отделении жену около полутора часов (только проведя пальпацию живота и предварительно выяснив, что “пока угрозы смерти нет”), ее отправили с болями в животе к гинекологу (как объяснили, на всякий случай). Пройдя пешком в другое здание на этой же улице, жена не без труда нашла в отделении нужного специалиста и, скрючившись от боли, объяснила ему, почему она пришла. Врач выслушала и сказала ждать. Жена прождала в гинекологическом отделении еще около часа, хотя врач была на месте, а других пациентов не было.
 
Часа через два с половиной я решил отправиться на машине за женой, считая, что прошло уже много времени и теперь уж ее должны отпустить домой. К моему удивлению, я застал жену в приемном покое, уже изрядно измотанную ожиданием.
 
На видном месте покоя имелась табличка “Сортировка пациентов”. Компанию жене составляли еще двое пациентов, также находившихся на первой ступени “сортировки” уже не первый час. Один ждал анализов, вторая - направления к специалисту. Все эти процессы шли удивительно неторопливо. Жалобы на долгое ожидание медики в приемном отделении встречали меланхолично.
 
-   А чего вам не нравится? Сидите себе: в тепле, спокойненько.
-   Я и дома могу так посидеть! У меня там хотя бы в туалете есть туалетная бумага и мыло, а у вас - нет.
-   Мы тоже тут сидим и терпим.
-   Но вы-то хоть здоровые.
-   Это как посмотреть… Кто ж знает наверняка?!
 
Совсем растерявшуюся после такого диалога жену попыталась утешить санитарка, вытащив из нагрудного кармашка своей униформы кусочек туалетной бумаги.
 
Бесцельное сидение в ожидании непонятно чего выматывало нервы, и чтобы отвлечься от неприятных мыслей, мы наблюдали за работой медиков. Она вся была построена вокруг компьютера, причем впечатление было такое, что врачи на нем не работают, а постоянно решают какие-то головоломки, подсказывая друг другу наиболее удачные способы преодоления препятствий.
 
Время от времени, примерно раз в полчаса, появлялись новые пациенты. В приемном покое бригаду скорой встречали со сдержанным интересом:
-   Ну, что вы нам привезли?
 
На привезенного больного внимания практически не обращали, узнавая у бригады скорой предварительный диагноз, который, очевидно, задавал алгоритм дальнейшей работы.
Зашел молодой полицейский, который искал попавшего в травмпункт человека. Стража порядка отправили к охране в другое крыло здания. Через некоторое время полицейский вернулся и объявил, что никого не нашел. За стойкой картинно удивились и заявили, что охранники там непременно должны быть. Полицейский заверил, что заглянул даже под стол и никого не обнаружил. На помощь была призвана всё та же санитарка, после этого полицейский уже не возвращался.
 
Вообще эта удивительная женщина появлялась каждый раз, когда возникало какое-то затруднение, и под конец сложилось впечатление, что она может разрешить любую проблему. Вторжение плохо говорящих по-русски агрессивно настроенных мигрантов, ищущих своего находящегося в реанимации товарища, или усмирение разбушевавшегося пьяного - ее не останавливало ничего. Больше того, создалось стойкое ощущение, что это единственный человек в больнице из тех, кого мы видели, для которого помогать людям - не рутинная работа, а миссия.
 
Пока мы с женой сидели в приемной, из больничного коридора за дверью периодически доносились громкие пьяные вскрики. Когда нас пригласил поговорить дежурный врач, эти вопли перешли в гневные тирады: невидимый нам мужчина ругал кого-то, выкрикивая трехэтажные нецензурные конструкции и угрожая устроить немедленную расправу.
 
-   Не обращайте внимания - пьяный, - прокомментировал врач, не отрывая взгляд от экрана компьютера.
 
Тут в коридор, где находился возмутитель спокойствия, молча выдвинулась та самая санитарка, и оттуда послышался ее уверенный голос:
-   Ах ты, бессовестный! - строго, но сочувственно.
-   А чего? - негромко и удивленно спросил только что оравший благим матом пьяный.
-   Лежишь тут, ругаешься на весь коридор.
И другим, очень сочувственным тоном:
-   Что, плохо тебе? Болеешь?
-   Да…
 
От этой нехитрой беседы пьяный тут же успокоился и больше не буянил.

-   Угомонился? - спросила женщина в приемном покое, когда санитарка вернулась.

-   Сны ему плохие снятся… - был ответ.
 
Санитарка была единственной из персонала приемного покоя, кто не общался с компьютером… И единственной, кто производил впечатление нормального, живого человека, а не говорящего придатка к машине.

В полночь, уже неимоверно устав от боли и бессмысленного ожидания в неудобной позе и верхней одежде, жена в конце концов сказала, что уходит домой, потому что там хотя бы можно прилечь. На эти слова никто не отреагировал, две женщины продолжали сидеть, уткнувшись в экраны компьютера. Но выглянул из соседнего помещения (смотровой) врач и позвал к себе. Дальше состоялся такой диалог.

-   Если вы настаиваете, мы можем отпустить вас домой, но под вашу ответственность.
-   Ну вы хоть скажите, что у меня, что мне делать. Вы же практически никак меня не обследовали.
-   Ну как же - не обследовали?! Вас осмотрел гинеколог!
-   Но он ничего не нашел!
-   А анализы как у вас?
-   Наверное, если бы у меня их взяли, мы бы могли это узнать.
-   А у вас их не взяли разве?
-   Нет!
-   Ну, тогда сейчас возьмем повторно (!), - покопавшись в “недрах” компьютера и убедившись в правдивости слов жены, ответил врач.
Что значит “повторно”, когда первый раз анализы взяты не были, он не пояснил. Видимо, первое “взятие” анализов уже было внесено в компьютер.
 
Прождав еще час с лишним, мы получили от врача хоть какой-то диагноз и рекомендации, и жену, наконец, отпустили домой. Легкие так и не послушали, несмотря на неоднократные жалобы на кашель и боль в груди. Отговорка была всё та же: “Нам надо разобраться с главным, а это подождет”. При этом в выписке, которую нам дал врач и которую мы изучили уже утром, было расписано поистине феерическое обследование: тут были и анализы, и измерение давления и пульса, и прослушивание дыхательных путей, и осмотр горла...
 
По факту из всего этого списка жене сделали только анализ крови и пальпацию живота. Хуже того: в выписке была написана и совсем уже откровенная ложь о том, что "контактов с инфекцией пациент в течение месяца не имел". И это при том, что жена всем смотревшим ее в тот день медикам жаловалась на то, что давно болеет ОРВИ с сильным кашлем!
 
В силу того, что мы относительно редко обращаемся к врачам, оптимизация деградация отечественной медицины видна особенно четко. Создается впечатление, что врач, задачей которого раньше было помочь человеку, теперь выполняет действия, направленные на минимизацию последствий для больницы под диктовку компьютера.
И дело тут не в том, что компьютер каким-то образом порабощает людей. Он всего лишь напоминает о регламенте взаимодействия. Главная беда - не компьютер, а именно регламент, который сделал компьютер центром процедуры.
 
Главный источник этого регламентированного бездушия - чиновник, который прячется за регламентом и компьютером, и оттуда за финансовые и другие ниточки дергает врачей. Все эти мишустины, грефы, шадаевы, кравцовы - имя им миллион - они-то и выделили этому компьютеру место над людьми.
 
А врачи не просто подчинились регламенту, но и научились прятаться за компьютером. Одна из самых распространенных фраз, которые приходится слышать в больницах, а теперь уже и в школах: “Компьютер не дает”. Он может “не давать” выписать нужный препарат, поставить нужный диагноз, проделать те или иные действия, необходимые для диагностики…
 
Но вряд ли компьютер мог “не дать” назначить анализы, ведь по большому счету, кроме УЗИ, которое не удалось провести из-за отсутствия специалиста, анализы были едва ли не единственным оправданием доставки жены в больницу. Но через четыре часа ожидания выяснилось, что анализы взяты не были, хотя жена об этом не раз спрашивала и напоминала.
 
В два часа ночи, усталые, обалдевшие от безразличия медперсонала к людям, разочарованные, мы вернулись, наконец, домой. Я вспомнил, что рядом есть круглосуточная аптека, и пошел купить назначенные врачом лекарства.
В аптеке меня встретила любезная женщина-фармацевт. Обрадовав тем, что все необходимые лекарства есть и назвав их цену, она подняла на меня глаза и жалобно произнесла сакраментальную фразу:
-   Но отпустить не смогу.
-   Почему?
-   Компьютер не дает!
-   Как - не дает?
-   Звонила в другой филиал, там то же самое. Видимо, программа обновляется, не могу “пробить” ни один товар… Зайдите утром.
 
Владимир Васильев, РВС