Как говорится, "дай дураку Богу помолиться, так он и лоб себе разобьет". Очередная инновация в сфере школьного образования: некая компания "Сферум" предлагает ввести для мотивации учеников такое специальное новшество, как награды.
То есть для того, чтобы ученик получал специальную дополнительную мотивацию, ему будут в электронном дневнике выдаваться специальные значки. На самом деле неважно: там будут значки, баллы или еще что-нибудь. Важно, что возникает некая система нематериальной мотивации, которая должна стимулировать ребенка делать правильные дела.
Например, выполнять домашние задания, помогать своим товарищам и еще что-нибудь полезное делать для школы. Вообще, на самом деле, в эту систему можно засунуть всё что угодно, потому что, как известно, правильным образом организованная нематериальная мотивация, то есть стимулы нематериального характера, такие как похвала, уважение общества или какие-то символические предметы, которые передают это самое уважение или статус в более общем смысле, - они действуют зачастую гораздо более эффективно с точки зрения конечного результата и производительности труда, чем обычные материальные стимулы, такие как зарплата или натуральные продукты, которые человек получает за свой труд.
Но дело в том, что в существующей системе капиталистических отношений любая подобного рода инициатива моментально превращается в нечто порочное и разлагающее, потому что, на самом деле, если за каждое действие, которое, по-хорошему, ребенок должен совершать в силу того, что он растущая, формирующаяся личность, он будет получать награду, то у него сформируется определенная установка. Как это было сделано, например, с движением волонтеров, что у нас теперь волонтеры - это не люди, которые просто добровольно и бескорыстно кому-то помогают, а они всегда за это что-то должны получить.
То есть таким образом убивается самая главная черта волонтерского движения - его бескорыстность. Так то же самое происходит теперь и со школьным образованием. То есть в какой-то момент ребенок, поскольку он к этому склонен в силу своего возраста, состояния, - вместо того, чтобы приходить в школу за знаниями, он будет приходить в школу за этими наградами, и не важно, в каком виде: значки, флажки или еще что-нибудь.
То есть для него главным стимулом посещения школы будет утверждение себя как такого вот коллекционера этих наград. А будут ему при этом знания сообщаться, будет он их усваивать, будет он привыкать помогать своим товарищам бескорыстно, потому что это его товарищи, а не потому что это будет вознаграждено, - уже никого уже не волнует. Потому что система построена так, чтобы измерять исключительно количественные характеристики, то есть количество этих значков, баллов, флажков и прочего, а не то, чтобы между людьми были выстроены нормальные человеческие коммуникации.
То есть, чтобы возникал коллектив, в этом коллективе была взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, чувство локтя, готовность подставить плечо товарищу, осудить или каким-то образом указать ему на ошибки, чтобы формировалась подлинная человеческая общность - маленькая, на уровне класса, или более крупная, на уровне школы, или еще как-то - это всё будет с помощью этой системы игры или, скажем, наград, потихонечку убиваться.
Мы не говорим, что люди, которые это придумали, действуют исключительно по злому умыслу или из каких-то там деструктивных соображений. Но мы понимаем, что существующая система общественных отношений, которая это стимулирует, любая подобная инициатива будет превращаться в свою противоположность, то есть в деструктивную форму убивания человеческого во всем, во всех видах, в которых оно, наоборот, должно в школе прививаться.
Поэтому, в идеале, как шутили в мое время, можно и с дочкой-матерью играть на деньги, особенно на уроках этики и психологии семейной жизни. Ну, чтобы привыкать к тому, что в будущем, когда вы станете взрослыми и подумаете, наконец-таки, обзавестись семьей, не забыли заключить брачный контракт, в котором будет четко написано, кто, кому, сколько и в какой последовательности должен, а то вдруг вы забудете, тогда вас ваша благоверная или благоверный потащит в суд и скажет: не исполняет супружеский долг. Требую компенсаций моральных и материальных.
А это начинается со школы, а иногда даже с детского сада. Если посмотреть на наш загнивающий и благоухающий и пытающийся просочиться во все мыслимые и немыслимые щели Запад - вот хотите, делайте так же, как там. И получите ровно то же самое, только хуже, потому что - поправка на местную специфику и чиновнический беспредел.