Сегодня у нас очередная новость под рубрикой "гримасы потребительского общества" или, как мы называем, "и смех и грех". Вот недавно мы обсуждали то, что московские власти собираются внедрить в сфере медобслуживания искусственный интеллект, а заодно записи разговоров пациента с врачами. А теперь, как сообщает известный карикатурист Алексей Меринов, он недавно посетил поликлинику и с удивлением узнал, что отныне он не пациент и даже не больной, он потребитель.
И для того чтобы получить медицинскую услугу, то есть лечение или просто консультацию у врача, он должен заключить специальный потребительский договор, в соответствии с которым ему эта услуга будет оказана. И после чего он может выбрать в предлагаемом меню из трех сортов УЗИ, 18 сортов кардиограммы и 14,5 сортов клизм. Вот такая современная потребительская медицина, потому что теперь вас будут не лечить, а теперь вы будете потреблять медицинские услуги... или они вас будут потреблять.
Для чего, собственно, был нужен искусственный интеллект? А чтобы вы почувствовали свою уникальность и специфичность, потому что людям в белых халатах, которые давали клятву Гиппократа, говорить, что они оказывают услуги медицинского характера, а не лечат людей от болезней, не спасают им жизни или здоровье, ну, мягко говоря, неприятно. А искусственному интеллекту всё равно, на то он и искусственный.
А интеллектом его зовут просто так, для галочки, чтобы народ не разбегался раньше времени. Вот он пропишет вам клизму номер 4, вот вы ее будете принимать три раза после еды или вместо еды, ну как он вам предпишет. А главное, не забудьте подписать договор, потому что вы не больной - вы клиент. А клиент всегда прав в своем желании избавиться от денег.
Ну, просто для того, чтобы люди правильно понимали, куда идет эта дорога. Дело не в том, что вы будете заполнять в регистратуре какие-то дополнительные бумаги или вместо одних бумаг в медицинской карте вам будут подписывать какой-то другой договор. В принципе, это мы и сейчас делаем. И после чего идем на прием к врачу и дальше ему объясняем, что с нами произошло, что у нас болит и так далее. Вопрос не в этом.
Вопрос в том, как меняется отношение к человеку. То есть он превращается из человека страждущего, страдающего, болеющего, которому больно, у которого есть какая-то проблема со здоровьем, - в объект, у которого есть деньги. И сама по себе его болезнь - это не способ избавить его от страдания, то есть вылечить эту болезнь, а повод избавить его от денег.
То есть самая главная болезнь, которую все должны иметь у себя - это избыточное количество денег, от которой вас будут с удовольствием лечить до тех пор, пока полностью не вылечат. А если с вами что-то случится, собственно, по медицинской части, то выяснять это будут в суде ваши родственники или вы сами, если выживете, в соответствии с юридическими аспектами заключенного договора, а не по-человечески, как врачи лечат своих пациентов, рискуя своей собственной жизнью. И не всегда.