В США растет число штатов, в которых учителям разрешают скрытое ношение в школе огнестрельного оружия. С начала года такую возможность начали рассматривать законодатели аж трех штатов: Теннесси, Айовы и Западной Вирджинии. Губернаторы Теннеси и Айовы подписали соответствующие законопроекты еще в апреле. А губернатор Западной Вирджинии в прошлом году подписал законопроект, позволяющий людям с разрешением на скрытое ношение огнестрельного оружия приносить его в студенческие городки государственных колледжей и университетов.
Рассматривать такую идею штаты подтолкнул рост количества перестрелок в школах. Причем за последнее время фактически взрывной. Согласно результатам исследования, опубликованного на сайте Американской академии педиатрии, за последние пять учебных лет в школах произошло больше случаев стрельбы, чем за предыдущие 20. Количество именно массовых расстрелов в школах США серьезно не увеличилось, но сами расстрелы стали более жестокими и с большим количеством смертей. В 2019 году огнестрельные ранения стали основной причиной детской смертности в возрасте до 19 лет. Сейчас количество случаев стрельбы в школах США находится на самом высоком зарегистрированном уровне в истории. Вместе с этим в стране растут и закупки оружия.
В другой статье той же академии педиатрии говорится, что примерно за первые два десятилетия XXI века, с 2002 по 2019 количество подростков от 12 до 17 лет, которые как минимум один раз имели дело с огнестрельным оружием, а как максимум, его имеют и носят, выросло на 41%. Исследователи отмечают наиболее заметный рост таких подростков среди белых, детей, живущих в сельской местности и подростков из благополучных семей. Из чего легко сделать вывод, что достаток не является гарантией отсутствия проблем в семье с детьми, в том числе серьезных.
Кстати, носить скрытое оружие в классе закон США позволяет учителям аж тридцати трех американских штатов. Более того, владеть огнестрельным оружием учителя учатся на специальных курсах и полигонах. На YouTube-канале можно даже посмотреть живое видео тренировки педагогов на полигоне в Юте.
По меркам русского человека ситуация абсолютно безумная. Более того, скрытое ношение оружия школьным персоналом поддерживает ни больше, ни меньше, а экс-президент США Дональд Трамп. В 2018-м Трамп вообще предложил вооружить до 20% школьных учителей. Такой подход к решению вопроса в Америке вместе с Трампом в целом поддерживают именно республиканцы. Но даже среди простых граждан и некоторых учителей идея тоже находит положительный отклик.
Член палаты представителей от Республиканской партии Дэйв Фоггин, учитель физики, заявил, что не может придумать худшей ситуации, чем убийство кого-то в классе. Однако застрелить того, кто откроет в школе огонь, он тем не менее готов. А ведь убийство другого человека, тем более ребенка учителем — это мощнейший психологический слом.
Особенно циничным выглядит тот аргумент сторонников инициативы, что она окажется полезной в более бедных школьных округах, которые не могут позволить себе нанять вооруженных (!!!) сотрудников правоохранительных органов для работы в школах (в штатах они называются school resource officers — SRO). Получается, что в более обеспеченных школах для решения проблемы присутствует вооруженный полицейский, а в менее обеспеченных тот же пистолет просто дадут учителю — человеку без серьезной соответствующей подготовки.
Офицер полиции США, сотрудник SRO в школьном коридоре
Мера, конечно, спорная даже для США и вызывает серьезные дискуссии среди всех слоев населения. Минусы такого подхода отмечают даже в самой Ассоциации скрытого ношения оружия (USCCA). Помимо того, что оружие может попасть к детям, вооруженный учитель сам по себе может создать хаос в ситуации перестрелки и помешать правоохранителям ее остановить. Полиция может просто-напросто перепутать его с нападающим.
Кроме того, подготовка школьного учителя на уровне сотрудника полиции к ситуации активной стрельбы в школе с учетом его основной нагрузки звучит на уровне фантастики, причем ненаучной. Даже у самых подготовленных сотрудников правоохранительных органов способность к точной стрельбе значительно снижается, когда они вступают в перестрелку с преступниками. Что уж говорить о школьном учителе?
Понятно, что такая подготовка выгодна оружейным бизнесменам-лоббистам. Но тогда заниматься стрельбой из пистолета школьному учителю придется вместо подготовки к урокам, что скажется на и без того невысоком качестве образования в государственных школах США.
Присутствие вооруженных правоохранителей в школах тоже несет в себе мало приятного. Помимо психологического аспекта проблемы сотрудники полиции, как и учителя, могут забыть свое оружие в школьных туалетах и других местах. Кроме того, оружие, которое находится в школе, можно просто-напросто украсть и, например, продать.
Некоторые опросы показывают, что большинство педагогов от идеи личного вооружения не в восторге. Опрос, проведенный американским профсоюзом учителей среди педагогов дошкольных учреждений показал, что 76% учителей выступили против такой идеи. Так же, как и большинство родителей (опрос проводила международная профессиональная организация работников в сфере образования PDK). Хотя в последнее время ношение оружия учителями поддерживает всё больше родителей. Что, вероятно, может быть связано с ростом числа перестрелок вопреки уже принятым мерам.
Немного статистики
В Американской академии педиатрии отмечают, что в США отсутствует единая федеральная база данных по всем случаям насилия с применением огнестрельного оружия, по крайней мере, в открытом доступе. По перестрелкам в школе, соответственно, тоже. Другие существующие базы данных по-разному определяют ситуации, которые стоит относить к стрельбе в школе. Например, в большинстве наборов данных не учитывается стрельба возле школьного здания либо после занятий, хотя что в школе, что на пришкольной территории стреляют одни и те же дети. Эту же особенность отмечает и американский криминалист, аналитик, специалист по обработке данных Дэвид Ридман, ведущий одну из наиболее полных базу данных школьных перестрелок с 1966 года (K-12 School Shooting Database).
База данных Ридмана учитывает случаи перестрелок на пришкольных территориях, случаи, когда ребенок по какой-то причине достает оружие, когда производится выстрел (вне зависимости от количества жертв), повреждается школьная собственность, учитывает перестрелки между бандами, на внеурочных школьных мероприятиях, стрельбу дома, драки, перерастающие в перестрелки, и тому подобные вещи. В общем, аналитик постарался учесть любые проявления детской агрессии с применением огнестрельного оружия.
Количество случаев с использованием оружия в школах США, начиная с 1966 г.
Ситуации, которые побуждали детей применять оружие. Чаще всего стрельба начинается в ходе споров друг с другом.
А самыми частыми местами перестрелок оказались парковки.
«Большинство людей считают, что стрельба в школе начинается с прихода в школу невменяемого человека. Но на самом деле чаще всего стрельба начинается во время спора между учениками в коридоре или на парковке», — заявляет Ридман в интервью The Economist. Таким образом можно увидеть, что проблема детской агрессии, по крайней мере в США, гораздо шире и вовсе не ограничивается школьным помещением.
Ребенок вопреки мнению поборников либерального воспитания — только формирующаяся личность, и контролировать себя ему нужно учиться. Конечно, этому навыку научаются далеко не все, если у тебя в стране введен фактический запрет на воспитание господствующей неолиберальной идеологией.
Большинство педагогов считает, что вместо ношения оружия к работе с детьми нужно привлекать психологов. Но у бизнес-лобби на этот счет, конечно, свое мнение и свои интересы.
Пытаются ли власти США защищать детей от насилия на самом деле?
Решить проблему власти США пытаются достаточно давно. Так, после знаменитого массового расстрела в Колумбайне в 1999 году в школах начали практиковать т.н. регулярные учения по блокировке в помещениях. Ридман отмечает, что такая практика стала частью жизни для 95% американских государственных школ.
Американские школьники учатся баррикадироваться в классе на случай потенциальной стрельбы (скриншот из видео)
Некоторые школы практикуют такие учения в виде ролевой игры и даже используют искусственную кровь, чтобы сымитировать реальную ситуацию стрельбы в школе. Всё это вводит в сознание детей тот факт, что такая жестокость является неотъемлемой частью человеческой жизни, и взрослые не в силах ничего ей противопоставить кроме каких-то силовых мер. Некоторые дети принимали такие учения за реальную стрельбу и посылали родителям прощальные смс, думая, что могут умереть. Всё это, понятно, сказывается на детской психике.
Некоторые школы после инцидентов с перестрелками уходят на удаленное обучение. К слову, такие меры «борьбы» с целью замаскировать проблему стали популярны и среди российских властей. Нехватка учителей в школах, теракты, отсутствие необходимой инфраструктуры и другие причины в нашей стране стали поводом к внедрению дистанционного обучения, о вреде которого тоже написано уже очень много.
Защищают ли металлодетекторы от расстрелов в школах?
Металлодетекторы на входе и камеры видеонаблюдения в американских школах тоже есть. Более того, школы выкладывают за них круглые суммы. Так, бруклинская школа потратила на эти средства около $90 тыс. (8 млн руб.), отметили в The Economist. Три другие школы после случая стрельбы в феврале вложили в средства безопасности в общей сложности $450 тыс. (40 млн руб.), включая пуленепробиваемые стекла и другие системы контроля на входе. Индустрия «укрепления безопасности в школах» Америки с 2016 по 2021 год выросла на 57% (до $1,6 млрд (90 млрд руб.) с поправкой на инфляцию). Вместе со статистикой детских перестрелок.
«Мы движемся не тем путем», — считает Ридман. Причиной неэффективности этих мер аналитик назвал тот факт, что более 70% перестрелок с участием детей в США происходит вне школьных зданий. То есть корень проблемы — детская агрессия — остается, просто прорастать она будет не в школе, а где-то еще.
В заключение хотелось бы еще раз вернуться к вопросу о хронологии. Насилие в школах резко усилилось в последние пять лет. И это прекрасно соотносится с разжиганием в Америке так называемых культурных войн: БЛМ и антиколониальная повестка, бесконтрольная иммиграция, насаждение ЛГБТ и т. д. И хотя делает это — причем в открытую — Демократическая партия, нельзя не отметить, что расколом в своих целях пользуются все стороны американского политикума.
Конечно, ситуация с детскими перестрелками в России не носит столь острый характер. Поэтому на первый взгляд металлодетекторы могут показаться хорошим выходом. Но школьник, который захочет кого-то убить, вполне может сделать это и на улице даже в контексте массовых расстрелов. Причем в этом случае могут пострадать не только те, к кому потенциальный убийца может испытывать, например, личную ненависть, но и совершенно посторонние дети, которые могут не иметь никакого отношения к сорвавшемуся ученику. Если вспомнить печально известный теракт в «Крокусе», убийства людей также начались с очередей вне здания, которые, между прочим, школьные металлодетекторы только усиливают. Да и в качестве оружия можно использовать не только огнестрельное.
Мы все хорошо помним, как наши власти реагировали и какие меры предлагали в ответ на массовые расстрелы в образовательных учреждениях России. Усиление контроля за оборотом оружия, повышение минимального возраста его покупки, запрет выдачи лицензии на оружие людям с отклонениями в психике либо с правонарушениями в прошлом, видеокамеры в школах, металлодетекторы на входе, усиление школьной охраны, пуленепробиваемые стекла — на самом деле США уже реализовали абсолютно все меры по борьбе с перестрелками в школах, которые предлагали власти нашей страны после схожих инцидентов в России. И даже больше, с учетом идеи вооружения учителей. И, в отличие от России, уже давно. Печальная американская статистика показывает, что все эти меры вообще никак не решают проблему детской агрессии, зато хорошо помогают охранному и оружейному бизнесам.
Невооруженным глазом видно, до чего дошла Америка в попытке решить проблему паллиативно — начала вооружать учителей для убийства (!!!) вооруженных школьников. При том, что такая мера явно несет в себе больше вреда, чем пользы. Фактически американцы расписались в том, что отказываются от воспитания своих детей. Это при том, что именно оттуда к нам в Россию пришел чуждый русскому культурному коду либеральный подход к воспитанию, который поставил ребенка выше взрослого человека. Возникает вопрос – а мы хотим так же? От похожей статистики нас сейчас, возможно, спасает только то, что в России кратно сложнее получить доступ к оружию. Но Россия продолжает идти в педагогике прозападным путем. Однако, на своих ошибках учится только дурак, умный человек делает выводы в первую очередь из чужих. Будем надеяться, что наша власть обратит на них внимание и посмотрит в сторону опыта СССР: советским педагогам ведь тоже приходилось массово сталкиваться с ростом детской агрессии — и даже наличием оружия у детей — и после Гражданской, и после Великой Отечественной войны. Что тогда уберегло от «колумбайнов»?