Цифровые манипуляции с ЕГЭ

Сатель Георгий Эдуардович, "В ремесленном училище", 1960-е годы.

Подведение итогов ЕГЭ показало, что в 2024 году улучшились результаты школьников, сдававших естественнонаучные предметы (например профильную математику и физику). При этом в ответственных ведомствах уверяют, что экзамены легче не стали, просто к ним стали лучше готовиться. Однако нужно отметить, что, кроме сложности заданий, на результаты ЕГЭ влияет методика подсчета баллов, начисленных по результатам выполнения заданий, которая может меняться год от года.

Так, по данным, предоставленным Рособрнадзором, шкала перевода первичных баллов во вторичные по профильной математике в 2024 году была изменена по сравнению с 2023 годом. За один и тот же первичный балл, начиная с 12 (это 70 вторичных баллов, а минимальный порог для получения аттестата и поступления в вуз – 27), в 2024 году начислялось больше вторичных баллов. Как следствие, выросло число выпускников, получивших высокие баллы, а также число стобалльников. Так что говорить о том, что только улучшение подготовки школьников повлияло на результаты ЕГЭ, не приходится.

Учитывая, что число выпускников, сдающих профильную математику, не выросло, а уменьшилось, то рост результатов, полученных ими на ЕГЭ, позволит большему числу абитуриентов поступить в вузы. Это хорошо согласуется с решением правительства увеличить выпуск инженеров из вузов, что будет способствовать обретению страной технологического суверенитета. 

Создается впечатление, что проблема с инженерными кадрами будет решаться чисто «цифровыми» методами, а не ростом уровня школьного образования. Гораздо проще заняться манипуляциями с пересчетом баллов, чем что-то менять в образовании. Кроме того, «помочь» школьникам получить высокие результаты могут «утечки» заданий, которые будут на ЕГЭ и ОГЭ, но это дело темное.

Эксперт РВС

Роман Якин