Минпросвещения разработало и запустило процедуру принятия федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.07 "Преподавание в основной школе (по направлениям подготовки)". Согласно этому стандарту учителей начнут готовить по ускоренной программе, сильно снизив к ним требования.
В Минпросвещения по всей видимости решили в связи с нехваткой учителей распространить на педагогические специальности программу «Профессионалитет». Между тем инициатива ввести в колледжах ускоренную подготовку (за два года и 10 месяцев) учителей труда, информатики, а также основ безопасности и защиты Родины абсолютно не решит проблему кадров.
Возможно, в педучилищах и смогут за это время подготовить квалифицированных специалистов по указанным специальностям. Уже сегодня в колледжах, например, готовят учителей труда за три года и 10 месяцев, но после 9 класса, а не 11, как предлагается министерством (то есть, это даже быстрее, чем предлагается). Тогда зачем разводить весь этот сыр-бор?
Суть в том, что учителей труда готовят почти 70 вузов и только 25 колледжей. При этом в колледжах на обучение принимают только выпускников 9 классов. Надо полагать, в Минпросвещения решили создать вузам конкуренцию с конечной целью прекратить подготовку учителей труда в них.
Действительно, срок обучения вдвое меньше, а возможности преподавать в школе такие же. Однако есть нюанс: в вузе дают более широкий профиль (44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)), чем в колледже (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)). Именно в этом корень проблемы, по мнению ведомства: зачем плодить специалистов широкого профиля, когда можно обучать узких специалистов?
Тем более, что в этом есть двойная выгода: сроки обучения сокращаются, затраты тоже, а если специалист захочет расширить свой профиль образования, то пусть платит уже из своего кармана. Сплошная эффективность, в самом примитивном ее виде.
Даже если инициатива Минпросвещения не зайдет так далеко и аналогичные специальности в вузах будут сохранены, студенты с серьёзными намерениями вряд ли пойдут в колледжи. Пойдут туда, где можно получить нормальное педагогическое образование, в педвузы. А эти недоученные вряд ли в школу пойдут или задержатся в ней...
Напомним, в школах не хватает в первую очередь учителей математики, физики и русского языка, которых точно нельзя быстро подготовить. Неужели инициатива Минпросвещения является лишь пробным камнем, за которым последует введение ускоренной подготовки учителей по всем специальностям?
Такая «экономичная» политика затыкания дыр вместо решения системных проблем, обусловленных превращением системы образования в сферу услуг, вполне в духе власть имущих.